Башбуг подозревается в создании террористических отрядов для силового свержения власти в стране, а также в реализации деятельности, направленной против правящей в Турции партии «Справедливости и развития». Так пишут турецкие СМИ. Но публично его обвиняют в том, что по его приказу создавались интернет-сайты, которые дискредитировали политику правительства. Утверждается и то, что бывший руководитель Генштаба связан с группой «Эргенекон», которая готовила в Турции переворот. Сам Башбуг заявил: «Я не преследовал плохих целей и не хотел свергнуть действующее правительство с помощью 1-2 интернет-сайтов. Если бы я действительно желал этого, то выбрал бы для этого другой путь: под рукой у меня были 700 тыс. военнослужащих». Действительно, турецкие военные, не раз совершавшие перевороты в стране, имеют огромный опыт в осуществлении такого рода операций. Поэтому выдвинутые против них аргументы выглядят и воспринимаются многими как неубедительные.

В этой связи мнения турецких политологов разделились. Одни считают, что арест генерала Башбуга следует оценивать как знаковое явление в общественно-политической жизни страны, которая находится в переходном периоде от «диктатуры к демократии». Другие, наоборот, полагают, что речь идет о новом витке борьбы за власть между военными и правящей партией Эрдогана. Есть и такие, кто уверен, что правительство Реджепа Тайипа Эрдогана, терпя серьезные поражения на внешнеполитическом фронте, пытается перевести «стрелки» на военных, отвлекая, таким образом, внимание общественности.

Наиболее заметный «прокол» правительства Эрдогана стал проявляться на европейском направлении. Истерика, устроенная турецкими политиками по поводу принятия национальным собранием Франции резолюции по геноциду армян, не дала ожидаемого эффекта. Отозванный 22 декабря 2011 г. из Парижа посол Турции Тахсин Бурджуоглу вернулся по Францию. По словам пресс-секретаря Министерства иностранных дел Турции Сельджука Унала, посол должен попытаться предотвратить принятие Сенатом Франции закона, предусматривающего криминализацию отрицания геноцида армян 1915 г.

Сам Эрдоган заявил, что действия президента Франции Николя Саркози якобы мотивированы только предвыборной кампанией: в этой стране проживают около 600 тыс. представителей армянской диаспоры. Верит ли он сам в этот тезис — сказать сложно. Но фактом является то, что направленный в Сенат Франции законопроект будет принят до марта 2012 г., т.е. до того момента, когда в республике официально будет объявлено о начале очередной президентской кампании.

Так что турецкая дипломатия на этом направлении не имеет ресурсов, кроме одного — провести до марта месяца ратификацию турецким парламентом цюрихских протоколов, предусматривающих нормализацию отношений между Турцией и Арменией. Тогда действия Парижа теряют смысл, поскольку в цюрихских протоколах проблема геноцида армян выведена за скобки политического процесса. В этой связи министр иностранных дел Франции Ален Жюппе заявил, что, с одной стороны, являясь членом правительства, он принимает позицию руководства страны по законопроекту о «геноцидах». С другой, в интервью португальскому телевидению, он назвал инициативу Национального собрания «несвоевременной».

В то же время, президент Франции Николя Саркози заявил о намерении предложить всем странам ЕС принять рамочное соглашение, которое в дальнейшем будет предусматривать принятие законопроектов о наказании за отрицание факта Геноцида армян. Как сообщает газета «Хюрриет», Франция на этом направлении уже предприняла ряд конкретных шагов. Такой ход событий может выбросить Турцию из «предбанника» ЕС, где она сейчас находится, на новые десятилетия.

Нетрудно предсказать и то, как будут складываться отношения межу Анкарой и Баку в случае ратификации турецким парламентом цюрихских протоколов. Судя по последнему заявлению Эрдогана о нежелании сворачивать отношения с Парижем, можно предполагать, что Турция, ссылаясь «на высшие государственные интересы и вынужденные обстоятельства», поставит Баку перед фактом, как это было сделано при подписании цюрихских протоколов. Если проецировать этот процесс на возможности карабахского урегулирования, то маневр Азербайджана с учетом позиции Франции будет после этого заметно ограничен.

Любопытно и то, что в турецких СМИ начинает постепенно исчезать термин «арабская весна». Потому что Анкаре не удалось разыграть в своих интересах чужую «карту», выступая в роли единственного носителя идей демократии в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Премьер-министр Алжира Ахмед Уяхья посоветовал премьеру Турции Эрдогану не делать предметом торга алжирский вопрос в отношениях с Францией. По его словам, «каждая сторона вправе защищать свои интересы, но никто не имеет права использовать алжирский народ в своих целях». Кроме того, по словам премьера, когда Турция обвиняет Францию в геноциде алжирцев, не стоит забывать, что геноцид осуществлялся в рамках операции НАТО, членом которой является Турция. Об этом в Анкаре почему-то забыли.

Сходят на нет и резкие заявления Анкары в адрес Дамаска. Если раньше в изображении турецких политиков президент Асад рисовался в образе «главного диктатора в регионе, после Мубарака и Каддафи, то после того, когда стал очевиден провал сценария «экспорта революции» в Сирию с турецкого плацдарма, появление в этой стране наблюдателей Лиги арабских государств меняет диспозицию. Глава МИД Турции Ахмед Давутоглу на встрече в Стамбуле с делегацией оппозиционного Сирийского национального совета, решил призвать сирийскую оппозицию «вести борьбу с режимом Асада исключительно мирными средствами». Это означает признание ранее скрываемого факта: поддерживаемая Анкарой сирийская оппозиция ведет в Сирии вооруженную борьбу против Дамаска.

«Турция находится в очень чувствительном регионе, и поэтому она должна быть всегда готовой к вызовам», — заявил на днях министр обороны Турции Исмет Йылмаз. По его словам, страна окружена нестабильными соседями — Иран, Сирия, Ирак, Армения и Азербайджан. Это заявление примечательно тем, что Йылмаз включил Армению и Азербайджан в зону т.н. Большого Ближнего Востока и поставил их в один ряд с Ираном, Сирией и Ираком. Это — во-первых.

Во-вторых, он, заявляя о необходимости «быть готовым ко всем вызовам» и о том, что «только сильные вооруженные силы нашей страны могут обеспечить наше лидерство в регионе», констатировал факт экспорта кризиса уже в саму Турцию и определил возможности упредить его последствия с помощью армии. Так что говорить о закате эпохи влияния турецких генералов преждевременно. Если раньше армия страны, которая по своей численности является второй в НАТО, рассматривала себя в качестве гаранта светской конституции страны, то сейчас она может выступить в роли гаранта национальной безопасности страны.

Вот почему арест бывшего начальника Генштаба Башбуга — событие многозначительное. Если властям удастся навешать на него «всех свиней», то проблема тайной организации «Эргенекон» станет в обозримом будущем доминирующей в турецкой внутренней политике. Неслучайно близкие к власти СМИ уже начали муссировать случай, когда в мае 2011 г., во время поездки по стране в рамках предвыборной кампании в связи с предстоящими парламентскими выборами, на кортеж турецкого премьера Реджепа Тайипа Эрдогана в провинции Кастамону было совершено вооруженное нападение. В то же время власти страны осознают, что арест генерала вызывает проблемы. Президент Турции Абдулла Гюль призвал всех сохранять спокойствие. Тем не менее, сотни демонстрантов собрались на площади Таксим в Стамбуле в знак протеста против ареста генерала Башбуга. Положение усугубляется и тем, что прокуратура района Сивирли Стамбула обратилась с просьбой к парламенту лишить депутатской неприкосновенности лидера оппозиционной Народно-Республиканской партии Кемаля Кылыдждароглу. Прокуратура сообщила о готовности начать уголовное преследование в отношении Кылыдждароглу, обвиняя его в причастности к военному перевороту по делу «Эргенекон». Если осуществится такой сценарий, то он будет означать упреждающий переворот «сверху», поскольку главная оппозиционная Народно-Республиканская партия на парламентских выборах в Турции в июне 2011 г. набрала 25,94% голосов избирателей и заняла 135 мест в парламенте. В случае ареста Кылыдждароглу депутаты от этой партии могут покинуть парламент.

Популярні новини зараз

У Раді підтримали посилення контролю за роботою ТЦК: що зміниться

Як відрізнити підробку: головні ознаки фальшивої 100-доларової купюри

Сирський прокоментував скандал навколо переведення авіаційних фахівців у піхоту

В Україні скасували понижувальні коефіцієнти до частини пенсій: кого торкнеться

Показати ще

Следующее слушание по делу Башбуга состоится 9 февраля. От него многие ждут сенсационных и, возможно, «сигнальных» заявлений. Турция вновь на пороге серьезных потрясений.

Источник