16 апреля те немногие из одесситов, кто дошел до то ли брифинга, то ли до круглого стола в City, узнали, что в Украине, оказывается есть, так называемая «Выборча Рада» на Суспильном ТВ и встретились с известным украинским социологом, директором Фонда «Демократические инициативы» Ири́ной Э́риковной Беке́шкиной. И вот именно после разговора с ней у меня и появилось это ощущение, что украинская интеллектуальная элита оказалась ко второму туру президентских выборов у разбитого корыта.
И дело не только в том, что в массе своей те, кого принято именовать украинские интеллектуалы, дружно пытались встать на последнюю линию обороны вокруг Петра Порошенко. Которому, кстати, на всю «элиту» глубоко плевать, и что самое страшное, они ведь, в массе своей, не дураки, и хорошо это понимают. Ирина Эриковна в разговоре бросила одну очень интересную фразу, я ее не записал и пересказываю по памяти: «в другой ситуации мы пошли бы к Президенту и рассказали бы ему…, а тут даже не понятно, к кому идти…».
Характерно, что эта ситуация имеет место быть вне зависимости от итогов 21 апреля. Даже если Петр Порошенко устроит тотальную фальсификацию и сумеет обеспечить себе любой ценой переизбрания (а такие мысли у него, без сомнения, есть) то такому диктатору на втором сроке интеллектуальная элита нафиг не нужна. Порошенко никогда украинского избирателя не уважал, но если он победит с помощью массовых фальсификаций, то это уже будет настоящий монстр, по сравнению с которым и Путин ангелом покажется. Массовые фальсификации самый страшный яд для политиков. Впрочем, чем ближе 21 апреля, тем менее вероятен подобный сценарий.
Если же первым придет Зеленский, то провластная украинская интеллектуальная элита утратит последние остатки легитимности, которые у нее были.
Давайте попробуем подвести предварительные итоги.
Политика тотальной украинизации. Осуществлялась насильно, без малейшего обсуждения, без учета мнения русскоязычного избирателя, русскоязычных интеллектуалов и журналистов. Без сомнения, именно эта политика даст Зеленскому не менее 30 процентов голосов тех, кто за него проголосует 21 апреля, а может быть, и все пятьдесят.
Так называемая, «Реформа ЖКХ и коммунальных услуг». Превратившая жителей многоквартирных домов в холопов монополистов. Все эти повышения цен не имеют ни малейшего отношения ни к рынку, ни к качеству услуг, ни, даже, к требованиям МВФ. Типичный пример подмены рыночной реформы – бюрократическими играми.
Так называемая «Медицинская реформа». Некие здравые мысли, которые при реализации бюрократическими методами полностью утратили даже остатки позитивных решений. Полная сохранность всей бюрократической модели, которая с советских пор лишь ухудшалась и ухудшалось, при тотальном сокращении бюджетного финансирования. Это не страховая медицина, это не советская медицина, это человеконенавидящая система, воплотившая в себе худшие проявления бюрократического произвола.
«Реформа школьного образования». Единственная реальная цель этой реформа – это ускоренная насильственная украинизация. При, фактически, полном сохранении бюрократической надстройки. Родители как были, так и остались полностью устранены от учебного процесса. Школьное образование при этом почти полностью утратило главную силу советской школы – систему социальных лифтов. Это мертворожденный плод.
«Реформа высшей школы». Все построено на дальнейшей бюрократизации советской модели образования, которая была ущербна и в 80-е годы пошлого века, а сейчас просто камень на шее талантливых студентов. О других и речи нет – уровень реального образования ниже всяких минимальных пределов, как говорят, «ниже плинтуса».
«Реформа децентрализации». Вместо реальной реформы регионального самоуправления, которого в Украине, фактически, нет, вместо реальной реформы местного самоуправления, которое в Украине тяжело больно, проводится политика подкупа местных элит путем предоставления права делить больший кусок бюджетных денег. При этом отсутствует минимальный контроль со стороны громады за деятельностью партии власти, механизмы прямой демократии, прозрачности – уничтожены. При этом, подкуп центральной властью местных элит политикой «децентрализации», позволяет местной партии власти легко уничтожать любые попытки контроля, самоуправления и участия граждан в управлении громадой. Фактически политика, так называемой «децентрализации» ведет к ускоренной феодализации страны. И раньше аналитики часто говорили о том, что Украина превратилась в феодальное государство, но политика, так называемой, «децентрализации» резко ускорила этот процесс. Активные одесситы часто кивают на произвол местной власти в Одессе, однако эта картина характерна для всей страны, а не только для Юга.
Список псевдореформ можно продолжать очень долго.
На протяжении пяти лет украинская интеллектуальная элита в Киеве благословляла действия Петра Порошенко. Мало того. Ведущие СМИ Украины резко ограничили любые критические замечания в адрес Президента и, так называемых, «реформ». Ни одно СМИ в стране не могло получить грант на критику «реформ» — только на то, чтобы их хвалить. Это красиво называлось «привести положительные примеры». Для тех из нас, кто помнит советское время, все это было таким привычным для эпохи «застоя». Не случайно, что знаменем трех последних лет правления Порошенко был именно «застой». Это был «застой» на новом уровне, «Украинская Правда» или «Новое время» — это вам не «Правда» образца 1983 года. И все-таки, по большому счету, это был застой. В стране, практически, прекратились дискуссии, обсуждения, различные мнения. Главные вопросы внутренней и внешней политики, так называемые «реформы» вообще были выведены из сферы обсуждения. Именно поэтому, кстати, страх перед «кремлевской пропагандой» в Украине с 2014 года не уменьшался, а рос. Ведь чем больше, тем, на которые поставлены «табу», тем легче действовать пропагандистам нашего врага.
Баррозу: Путін казав мені, що не хоче існування України
Морози до -6, сніг, дощ та сильний вітер: мешканців Київщини попередили про небезпечну погоду
Путін визнав застосування нової балістичної ракети проти України
У 2024 році в Україні розпочалася Третя світова війна, - Залужний
Украинская интеллектуальная элита оказалась перед разбитым корытом. Именно сейчас необходимо начать общенациональный диалог, искать точки соприкосновения между Югом и Западом, Востоком и Центром. Необходимо вновь, как это пытались иногда делать в 2014 году вести общенациональные дискуссии, чтобы выработать повестку дня, понять, какие реформы и как могут быть осуществлены в Украине.
Очень часто сторонники Порошенко твердят, что Зеленский не готов к посту президента. Трагедия в том, что, на самом деле, НИКТО не готов. На сегодня нет внятной концепции и механизмов реформ. Даже группы отечественных лоббистов от бизнеса не знают, что они хотят. НЕ знают, какими должны быть реформы. Увы, Петр Порошенко сделал все возможное, чтобы эта дискуссия не проходила.
На самом деле 21 апреля украинское гражданское общество может получить шанс (МОЖЕТ!?) что-то предложить. Но предлагать пока, увы, нечего. Может начнем обсуждение: что мы хотим? Без лозунгов, без демагогии, без ярлыков.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook