Развивающиеся рынки уже захватили 40% ВВП и 37% мировых прямых иностранных инвестиций. И, в то время как страны ОЭСР продолжают находиться в застое в 2011 году, развивающиеся рынки продолжают быстро расти. Китай в этом году обогнал Японию как вторую по величине экономику в мире, в то время как Индия привлекла рекордные 80 миллиардов долларов США прямых иностранных инвестиций ‑ вдвое больше, чем в 2010 году. Бразильская «Petrobras», уже одна из крупнейших нефтяных компаний в мире, сделала первичное размещение акций на рекордные 67 миллиардов долларов США.

Растущее богатство этих экономик привлекает все больше транснациональных корпораций ОЭСР. Сегодня в Азии средний класс составляет 60% от общей численности населения (1,9 миллиардов человек). Китай стал самым важным в мире автомобильным рынком в 2010 году. Самый богатый человек в мире из Мексики. И самый быстрый экономический рост проходит в среде малого дефицита, низкого уровня долга и контролируемой инфляции.

Однако есть и другая, более тихая революция, которая привлекает компании из стран ОЭСР на развивающиеся рынки: революционные новаторские решения. С другой стороны, транснациональные корпорации развивающихся рынков достигают отличных результатов даже в секторах высоких технологий и с высокой добавленной стоимостью; с другой стороны, фирмы из стран ОЭСР все больше повторно импортируют инновации от компаний развивающихся рынков.

По данным ООН развивающиеся рынки насчитывают около 21500 транснациональных корпораций. Некоторые, такие как мексиканская цементная компания «Cemex», аутсорсинговая индийская ИТ-компания «Infosys» и китайский производитель аккумуляторов «BYD», уже стали лидерами в своих отраслях. Основные поставщики мировых телекоммуникационных компаний находятся в Китае, где «Huawei» сегодня находится в прямой конкуренции со шведской «Ericsson». В 2008 году «Huwaei» зарегистрировала больше патентов, чем любая другая компания в мире, и заняла второе место после японской «Panasonic» в 2009 году.

Сегодня в телекоммуникационном секторе в мировой десятке находятся полдюжины транснациональных корпораций развивающихся рынков. Революционный бразильский самолет «Embraer» показал революционную модель, которой подражают другие. Индийская «Tata» продает автомобили на 75% дешевле, чем ее европейские конкуренты. Китайская «Mindray» разработала медицинское оборудование ценой в 10% от стоимости своих западных конкурентов. Кенийская «Safaricom» трансформирует рынок своим мобильным банкинг-сервисом «M-Pesa», как это сделали индийские аутсорсинговые транснациональные корпорации, такие как «TCS» и «Wipro».

Даже цифровой мир находится под воздействием роста развивающихся рынков. «Facebook» мог быть латиноамериканским: один из его основателей является бразильцем. Китайская интернет-группа «Tencent Holdings» является третьей крупнейшей в мире по рыночной капитализации (45 миллиардов долларов США в 2011 году). Ее основным акционером является другая транснациональная корпорации развивающихся рынков – южноафриканская «Naspers». Обе компании инвестируют в новые компании вместе – не в Калифорнии, как «Google», а в развивающихся рынках. В 2010 году они инвестировали 700 миллионов долларов США в российский интернет-гигант «Mail.ru». Российские «Digital Sky Technologies» (который владеет «Mail.ru») присутствует в ключевых американских новых интернет-проектах, таких как «Facebook», «Zynga» и «Groupon». Даже торрент трекеры нового поколения будут «отъедать» свой кусок рынка.

{advert=9}

Эти транснациональные корпорации развивающихся рынков не только революционно инновационные; они также потрясающе экономны, что делает их смертельными конкурентами. И они также быстро поднимаются по цепочке создания стоимости: в 2010 году, в соответствии с данными консалтинговой фирмы «Booz & Company», южнокореская «Samsung» стала одной из десяти лидирующих компаний с точки зрения инвестиций в исследования и развитие. Израиль запустил более 4000 новых проектов – заняв второе место в мире по количеству компаний, котирующихся в NASDAQ.

В результате, обратные инновации транснациональных корпораций ОЭСР стали обычной практикой. В действительности транснациональные корпорации ОЭСР из списка «Fortune 500» сегодня имеют около 100 центров по исследованиям и развитию, расположенных в развивающихся странах, в основном в Китае и Индии. Центр «GE R&D» в Индии является крупнейшим в мире. «Cisco» потратила миллиард долларов на еще один центр в Индии. Крупнейшее заграничное представительство «Microsoft» находится в Пекине. В «IBM» в Индии сегодня работает больше человек, чем в США, а немецкая «Siemens» расположила 12% из своих 30 000 инженеров по исследованиям и развития в развивающихся азиатских странах.

Чтобы понять скорость этого глобального изменения баланса, представьте, что в 1990 году более 95% работ по исследованиям и развитию проводилось в развитых странах; десять лет спустя доля развитых стран сократилась до 76%. Сегодня в развивающихся странах работают 40% исследователей мира. Как показал недавний доклад ЮНЕСКО, Китай, который сегодня ежегодно тратит более 100 миллиардов долларов США (2,5% ВВП) на исследования и развитие, стоит на пороге того, чтобы превзойти США и Европу по количеству исследователей. В 2010 году 40% всех студентов университетов Китая получали научную степень по науке или инжинирингу, что более чем в два раза превышает количество таких студентов в США.

Развивающиеся страны в ближайшее десятилетие не только будут отвечать за львиную долю глобального роста; они также все больше будут источником революционных и экономных инноваций. К 2020 году география инноваций, в дополнение к благосостоянию наций, подвергнется масштабному процессу изменения баланса.

Автор- профессор экономики в бизнес-школе ESADE и директор Центра ESADE по исследованиям глобальной экономики и геополитики (ESADEgeo).

Популярні новини зараз

Укренерго оголосило нові графіки відключень: що чекає українців 23 листопада

"З глузду з'їхали": Буданов висловився про удар баллістикою "Кедр" по Дніпру

ГУР розкрило деталі про нову балістику, якою Росія вдарила по Дніпру

В Україні посилили правила броні від мобілізації: зарплата 20000 гривень і не тільки

Показати ще

Переводчик Николай Жданович

Источник: Emerging Markets’ Decade of Disruption