Король Иордании Абдалла II первым из арабских лидеров открыто призвал Асада уйти в отставку в своем интервью BBC от 14 ноября. К нему присоединился иорданский «Фронт исламского действия», представители которого призвали иорданское правительство признать сирийские оппозиционные силы единственной легитимной властью. С подобным призывом ко всем странам мира выступили и депутаты Кувейта, которые не только настаивают на признании Сирийского национального совета в качестве «легитимного представителя сирийского народа», но и требуют полного разрыва отношений с Дамаском и высылки сирийского посла из Кувейта. С депутатской позицией, по всей видимости, согласны и простые кувейтцы, которые организовали 14 ноября митинг перед зданием сирийского посольства, выдвинув те же требования.

Впрочем, сторонники сирийского президента оказались тоже «не лыком шиты» и устроили погромы дипломатических миссий Саудовской Аравии, Катара, ОАЭ и Турции после замораживания членства Сирии в ЛАГ, что дало повод турецкому премьер-министру предупредить Асада о том, что он ходит «по острию ножа». Данное предупреждение было подкреплено арабо-турецким саммитом, прошедшим в среду 16 ноября в столице Марокко параллельно со встречей министров иностранных дел арабских стран-членов ЛАГ по вопросу дальнейшего урегулирования сирийского кризиса. Результатом проведенных мероприятий стало решение ЛАГ о предоставлении Башару Асаду 3-дневного срока для прекращения кровопролития и отправлении в Дамаск очередной делегации для мониторинга серьезности шагов, предпринятых Асадом, в то время как арабо-турецкий форум увенчался призывом к принятию «экстренных мер» для защиты сирийских граждан от насильственных репрессий действующего режима с оговоркой о неприятии возможности иностранной интервенции в Сирию.

И арабо-турецкий саммит, и встреча министров иностранных дел ЛАГ стали еще одним подтверждением решительного настроя как арабских стран Персидского залива, так и Турции относительно свержения режима Асада. Вполне вероятно, что при таком напоре арабо-турецкому альянсу, окрепшему в Рабате, действительно не понадобится помощь Запада, чтобы заставить Асада уйти. Так, саудовский принц Турки Аль-Фейсал, бывший глава разведки КСА, выступая на пресс-конференции 15 ноября в Вашингтоне, заявил, что уход Асада в той или иной форме неизбежен. Данные слова вполне соответствуют позиции ССАГПЗ, который в тот же день 15 ноября выступил против созыва внеочередного саммита ЛАГ, на котором настаивала Сирия, назвав проведение такого саммита в сложившейся ситуации бесполезным. Таким образом, надеяться на поддержку с арабской стороны сирийскому президенту больше не приходится. Более того, Асаду стоит опасаться не только ополчившихся против него арабских лидеров, которые вместе с Турцией озабочены разработкой экстренных мер по защите сирийских граждан, но и родного дяди Рифата Асада. Будучи младшим братом Хафеза Асада, Рифат командовал силами внутренней безопасности в 1970-е и в начале 1980-х гг. В 1982 г. войска внутренней безопасности участвовали в подавлении исламистского восстания в городе Хама, в ходе которого по подсчетам организации «Международная амнистия» погибло от 10 до 25 тыс. чел. После неудачной попытки захватить власть в 1983 г., когда у Хафеза Асада были проблемы с сердцем, Рифат Асад выехал за границу. Видимо, вспомнив о былых амбициях, Рифат Асад 13 ноября возглавил новое оппозиционное движение в изгнании. В интервью AFP и Le Monde дядя сирийского президента призвал арабские и мировые державы к переговорам относительно безопасного устранения племянника от власти. По мнению Рифата Асада, решением сирийского кризиса может стать уход Башара Асада со своего поста при условии гарантии его безопасности и передача власти тому, кто сможет справиться с людьми Башара. Этим «тем» должен быть кто-то из семьи Асад с достаточными финансовыми средствами. Думаю, вполне очевидно, кого именно Рифат Асад имел в виду. В то же время именно родство с пока еще действующим президентом Сирии, а также безбедная жизнь во время изгнания могут обернуться против Рифата Асада в гонке за оппозиционное лидерство, особенно учитывая неоднородность сирийских оппозиционных сил.

{advert=6}

Впрочем, на данном этапе сирийскую оппозицию куда больше беспокоит вопрос привлечения на свою сторону Китая и России, о чем свидетельствует прошедший на днях визит представителей «Сирийского национального совета» в Москву. Однако взгляды на разрешение сирийского кризиса у сторон разошлись: на уговоры присоединиться к странам, требующим ухода Башара Асада, сирийские оппозиционеры в ответ получили совет активизировать диалог с действующим режимом. По данным ИТАР-ТАСС, министр иностранных дел России Сергей Лавров высказался за мирное урегулирование кризиса в Сирии и необходимость начала переговоров между сторонами в штаб-квартире Лиги арабских государств в Каире. Обеспокоенность Москвы вызывает и возможность начала гражданской войны в Сирии в связи с нападениями т.н. «Свободной сирийской армии», которая призывает к свержению режима Асада по ливийскому образцу.

За проведение переговоров выступает и Китай. Вместе с тем, в прозвучавшем в четверг 17 ноября заявлении официального представителя МИД КНР Лю Вэйминя ливанская газета The Daily Star уловила намек на вероятность присоединения Китая к резолюции ООН в будущем в случае, если такие меры «будут способствовать разрешению напряженной ситуации в Сирии и достижению консенсуса путем политического диалога».

Так или иначе, Германия, Великобритания и Франция не особо на это рассчитывают, а потому уже подготовили новую резолюцию по Сирии для комитета по правам человека при Генассамблее ООН, голосование по которой ожидается во вторник 22 ноября. При этом соавторами резолюции согласны выступить Иордания, Марокко, Катар и Саудовская Аравия. Марк Лайл Грант, постоянный представитель Великобритании при ООН, уверен в том, что и другие арабские государства поддержат новую резолюцию, поскольку проект резолюции является результатом тесных консультаций с членами Лиги арабских государств и «дополняет» усилия панарабской организации по урегулированию сирийского кризиса. По мнению Питера Виттига, представителя Германии при ООН, широкая поддержка резолюции по нарушению прав человека в Сирии должна показать Башару Асаду, насколько он изолирован, но данная резолюция не может стать заменой осуждения ситуации в Сирии Совбезом ООН, в котором сохраняется острая необходимость.

В пятницу 18 ноября появились слухи о готовящейся в Париже встрече дипломатов США, Франции, Великобритании, Германии, Турции, Саудовской Аравии, Катара, Кувейта, Египта и Иордании для координации действий в случае возможного отказа Башара Асада от арабского плана по урегулированию сирийского кризиса. Главной темой на повестке дня якобы является создание Турцией и Иорданией двух «зон безопасности» для защиты сирийских граждан при поддержке западных и арабских держав. «Зоны безопасности» должны быть созданы в северной и южной частях Сирии. По мнению некоторых дипломатов, действующий режим подозревает о готовящейся операции, и поэтому установил минное поле вдоль границы с Иорданией на этой неделе. Ранее Сирия заминировала отдельные приграничные участки с Ливаном.

Насколько слухи окажутся правдивыми, покажет время, а пока остаётся ждать дальнейшего развития ситуации с повышенным вниманием к шагам России, Китая и Ирана относительно урегулирования сирийского кризиса. Вопрос только в том, помогут ли эти шаги Башару Асаду или его режим уже обречен?

 

 

Автор — преподаватель кафедры международных отношений Института социальных наук Одесского национального университета им. И.И.Мечникова

Источник: «Новое Восточное Обозрение»

Популярні новини зараз

Аудит виявив масові маніпуляції із зарплатами для бронювання працівників

Путін визнав застосування нової балістичної ракети проти України

В Україні посилили правила броні від мобілізації: зарплата 20000 гривень і не тільки

В Україні почали діяти нові правила купівлі валюти: як тепер обміняти долари

Показати ще