Произошло это на Полтавщине. Дальше я просто процитирую строки из ее публикации: — «ми не приїдимо, — спокійним тоном відповідає диспетчер Гадяцької райлікарі на Полтавщині. — ну й що, що в неї тиск 170 на 100? У мне теж тиск, але я сиджу на роботі. У вас є сімейний лікар, нехай розбирається».
Нет, с одной стороны понятно, что «скорая» не резиновая и на всех разорваться она не в состоянии, если под боком есть семейный врач и он может оказать помощь, то это вполне оправдано. Беда в том, что зачастую в селах, до семейного врача добираться километров 10-15, в лучшем случае в селе есть ФАП с фельдшером или медсестрой, которых вызывают, когда кому-то становится плохо, уже они при необходимости вызывают «скорую помощь». Но дело в том, что бывают ситуации, когда требуется экстренная госпитализация больного, а благодаря проводимой реформе скорые передаются из местных участковых больниц или амбулаторий на баланс Центральной районной больницы, во-первых это увеличивает расстояние на которое должна выезжать «скорая» к больному, во-вторых, бензина, как правило не хватает и многие вызовы просто не могут быть обслужены.
Примеров этому, к сожалению уже очень много.
Тринадцатилетний Богдан Кальковец умер в винницкой больнице. Туда его привезли родители — вызвать врачей на дом они так и не смогли. Машина «скорой помощи» в амбулатории стояла «на приколе» — бензина нет. Дожидаться врача родители не стали — одолжили у соседа и повезли в ближайшую больницу. Когда они до нее добрались, у Богдана уже не было пульса.
Вот еще аналогичный случай, описанный в газете «Вечерние вести».
В начале года, 6 февраля, в селе Елизаветовка на Днепропетровщине, не дождавшись «скорой», после эпилептического приступа умер молодой мужчина. Соседи увидели, что ему стало плохо, позвонили в район вызвать «неотложку», но им ответили: «Не ждите», — дескать, бензина нет, приехать не сможем.
Сельскую больницу Елизаветовки и амбулатории всех окрестных сел перевели на базу районной. Парадокс, но теперь одна машина обслуживает 22 (!) села. Еще несколько месяцев назад в Елизаветовке была своя карета скорой помощи, и на вызовы она приезжала очень быстро. Деньги на бензин выделяла сельрада (250 л на месяц). Теперь район дает 70 л. на полтора месяца.
К умирающему в центре Житомира мужчине карета «скорой помощи» добиралась почти сорок минут. Мужчина умер, так и не дождавшись приезда медиков.
Таких примеров множество. Понятно, что в каждом селе не поставишь машину «скорой помощи» и не посадишь семейного врача, но зачем же уничтожать то, что уже имеется?
В ближайшей перспективе службу «скорой помощи» планируют модифицировать на западный манер, то есть в ее задачи будет входить только оказание неотложной помощи, наложение повязки, гипса, введение обезболивающих и транспортировка больного в ближайшее медицинское учреждение. Это, конечно, экономия для бюджета, сократить всех врачей и заменить их медсестрами или фельдшерами, тем более, что на периферии безработных медсестер хватает, но вот куда тогда девать врачей «Скорой», срочно переквалифицировать всех в семейных или отправлять на биржу труда? Вопрос, конечно, интересный.
{advert=4}
Есть у меня однокашник, который выехал в Канаду и работатет там парамедиком на их «Ambulance». Что такое парамедик, чтобы было понятно для наших читателей, это продвинутый санитар. Ловят какого-нибудь тамошнего безработного, проводят с ним ускоренные курсы, обучая накладывать повязки и гипс, делать инъекции, подключать вену для инфузий, интубировать трахею, пользоваться дефибриллятором и аппаратом искусственного дыхания, после чего отправляют его работать. С удовольствием берут наших врачей и медсестер, на эту должность, так как они все это уже умеют, а подтверждать свое медицинское образование для этой профессии не нужно. Так вот, про моего коллегу — работает на пару с водителем. Их задача вовремя прибыть к больному или пострадавшему, остановить кровотечение, наложить при необходимости гипс, обезболить, подключить вену или провести реанимацию и пулей везти в ближайшую больницу. Думаю, говорить про качество канадских дорог, нет необходимости. Кстати, зарплата такого парамедика у них в разы выше чем у самого высоко квалифицированного украинского врача.
Ну у нас, с дорогами, как известно, проблема. Реформаторы из министерства, вероятно, не выезжали дальше киевской окружной, или видят все, исключительно, из окна своего кабинета. Хочу им рассказать, что у нас не Эуропа и не Америка, до некоторых сел и летом, только трактором можно доехать, а зимой они вообще недоступны.
Українцям не приходить тисяча від Зеленського: які причини та що робити
Нова пенсійна формула: як зміняться виплати для 10 мільйонів українців
Українцям загрожують штрафи за валюту: хто може втратити 20% заощаджень
На водіїв у Польщі чекають суттєві зміни у 2025 році: торкнеться і українців
В городах проще, если не приезжает долго «скорая» или «неотложка», то можно вызвать такси и добраться до поликлиники или больницы самостоятельно. Сельским жителям намного сложней. У них надежда только на себя самого и медсестру ФАПа.
Поэтому несколько советов по выживанию, для жертв реформы здравоохранения, живущих в селах:
— Запомните — «скорую помощь» может вызвать только ваш медработник, поэтому, если вам «поплохело», вызывайте сначала свою медсестру или фельдшера, а уже они вызовут при необходимости «скорую».
— Бензина на всех не хватит, поэтому вероятность приезда «скорой», крайне мала», тем более, если она обслуживает несколько десятков сел. Поэтому, если у вас в селе есть владелец автомобиля, скиньтесь по десятке, купите канистру бензина, поставьте ее в теплом сухом месте и договоритесь с этим товарищем, что он вас отвезет в случае крайней необходимости.
— Если вы живете в труднодоступной местности, то запасайте сено и кормите лошадок. Зимой сани единственный транспорт, которым вы сможете воспользоваться, чтобы добраться до медицинского учреждения.
— Потратьте один день, съездите в аптеку и запаситесь самым необходимым. Купите зеленку, бинт, анальгин от головной боли, но-шпу от колик, нитроглицерин и валидол от сердечной боли, если страдаете повышенным давлением, то какой-то гипотензивный препарат, возьмите еще активированный уголь и какой-нибудь антибиотик. Все это сложите где-нибудь в недоступном детям месте и держите на всякий случай, периодически проверяя срок годности препаратов.
Сегодня спасение больных в их собственных руках.