20 января генеральный штаб вооружённых сил Турции объявил о начале операции “Оливковая ветвь” против формирований курдов в провинции Африна на севере Сирии, хотя фактически турецкая армия начала обстрелы курдов ещё раньше. Турецкая сторона мотивирует свои действия тем, что, опираясь на эту территорию, курды совершают свои террористические и прочие недружеские действия в отношении турков.
Но суть не в этом. Мы попытались разобраться в истинных причинах и целях такой решительности со стороны Турции, где президент Реджеп Тайип Эрдоган в последнее время всё чаще заявляет о своих геополитических планах на фоне подъёма экономики и значительного усиления вооружённых сил.
Что ж, раньше мы уже писали о великодержавных устремлениях Анкары (Подробнее читайте в статье “Освобождение лидеров крымских татар – тактическая победа Эрдогана в большой геополитической игре”) и сегодняшнее развитие ситуации является продолжением.
Удивительным совпадением с началом боевых действий в сирийском Африне стали такие события как принятие Турцией и Германией соответствующих решений, предусматривающих окончание, в первом случае, и продолжение, во втором, строительства газовых проектов РФ “Турецкий поток” и “Северный поток-2”.
Напомним, в конце октября 2017 года по просьбе экс-канцлера ФРГ Герхарда Шрёдера, турецкими властями на свободу был выпущен немецкий правозащитник Петер Штойднер. В ответ на этот шаг доброй воли немецкими дипломатами был решён вопрос об освобождении Россией крымскотатарских лидеров Ильи Умерова и Ахмета Чийгоза, и их последующей передаче Турции.
Вот такой российско-турецко-немецкий треугольник.
Кстати, господин Герхард Шрёдер не скрывает своей глубокой любви к Москве, где с 2005 года являлся председателем наблюдательного совета по строительству газового трубопровода “Северный поток”, с 2006 года возглавляет комитет акционеров этой компании, а уже в 2016 принял бразды правления в совете такого развивающегося проекта как “Северный поток-2”. И между делом, в 2017 стал ещё и главой совета директоров “Роснефти” (глава компании – близкий к Кремлю и лично Путину господин Игорь Сечин).
У Эрдогана уже давно почёсывались кулаки вступить в драку в Сирии и на деле продемонстрировать силу турецкого оружия. Однако там активно действуют США и Россия, и уж больно не хотелось ссориться сразу с обоими.
Но и у России в регионе есть другие интересы, это строительство газопровода в южную Европу – “Турецкий поток”. И, вероятно, в обмен на разрешение Турцией такого строительства, Россия решила немного закрыть глаза на действия Эрдогана в Сирии. Тем более, что Турция член НАТО, а в Сирии активничает и Америка, а поссорить союзников по Атлантической коалиции Россия всегда не против.
Скорее всего, в этой ситуации снова помог Шрёдер и его широкие политические связи, тем более, что буквально месяц назад он встречался вместе с Сечиным. Результатом стало то, что Россия получила разрешения на продолжение строительства обоих газовых проектов, а Турция может побряцать оружием в Сирии.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook.