В частности, приятно удивила информационная акция дипломатов, проведенная сегодня: Министерство иностранных дел Украины передало через посольство России учебник и украинско-российский разговорник для генерального консула России в Крыму Владимира Андреева в ответ на его заявления об ущемлении русского языка в Крыму. «Пользуясь случаем, мы приобрели и передали через посла РФ в Украине для господина Андреева учебник украинского языка для русскоязычных людей и украинско-российский разговорник», — сообщил пресс-секретарь МИД Александр Дикусаров на просьбу прокомментировать заявления Андреева по поводу того, что в Крыму необходимо расширить права русского языка. Также МИД устами Дикусаров выразил надежду, что это поможет генконсулу России в Симферополе выполнять свои функции в Крыму.

{advert=1}

Как помним, ранее генконсул России в Крыму Андреев считает, что русскому языку в Крыму нужно дать более широкие права. «В Крыму русский язык должен пользоваться широкими правами, сравнимыми с государственным. Это требуется подавляющему большинству проживающих здесь. Это их право и их интерес. И это право и интерес должны соблюдаться. Я никогда не слышал никакого серьезного аргумента против придания русскому языку статуса второго государственного языка», — заявил он в интервью севастопольским СМИ. Разбавив эти заявления высказываниями о том, что «в Крыму ситуация с русским языком какая-то неестественная, ненормальная», — мол, «я же смотрю телевизор — в основном, там украинский язык. В аптеку захожу и пытаюсь купить какие-то лекарства, только по памяти вспоминаю, что это против этого. А так ничего не понимаю».

Ситуация с этим заявлением российского генконсула, прямо скажем, была для Киева патовой. Ведь любому было понятно, что это — серьезный камень в крымский огород Януковичу и компании, кинутый в контексте начатой Москвой на газовой почве информационной войны против Киева. И даром российский генконсул корчил из себя простого этнического русского сантехника дядю Васю, который не может купить в украинской аптеке настойку боярышника. Ясно, что за простецкими словами якобы искреннего недоумения и обиды кроется хорошо взвешенный ход. Как бы не корчил Андреев из себя дурачка, эти уши лезли из его интервью довольно явно.

Не ответить Андрееву Киев не мог, — по сути, российский консул раскритиковал языковую политику Януковича в Крыму. Вопрос болезненный и для нынешнего руководства, и для Партии регионов — при всех своих клятвенных обещаниях решить ими же прежде раздутую «языковую проблему», они и пальцем не пошевелили, чтобы выполнить свои предвыборные заверения. Ну, если не считать перманентной мышиной возни вокруг этого вопроса, на котором только самый ленивый регионал не пропиарился, но почему-то без малейшего результата.

А, с другой стороны, как ответишь? Чем крыть?

{advert=2}

Атака Андреева в лучших традициях кремлевской тактики была призвана выполнить две задачи. Во-первых, в очередной раз ударить по Януковичу в Крыму, напомнив лишний раз разочарованным в регионалах севастопольцам и крымчанам о «бандеровском предательстве» Виктора Федоровича и ПР.

Во-вторых, по ответной редакции определить, насколько Банковая готова отвечать на информационные атаки. То есть, узнать, можно по-прежнему безнаказанно мочить «хохлов» в информационном пространстве, либо же они все-таки будут защищаться, что потребует от Кремля для дальнейших «боевых действий» дополнительных ресурсов.

Очевидно, на Банковой поняли этот замысел. Потому ответ был придуман в ироничном стиле — наиболее подходящим для данной ситуации. Этот креатив, кстати, удивителен сам по себе, поскольку слишком интеллектуален как для нынешнего украинского руководства. Немалая часть украинцев восхитилась МИДом, при том, что восхищение и одобрение со стороны народа явно в критическом дефиците у нынешней власти. Кстати, это хороший показатель: умные и адекватные люди в наших госструктурах хоть изредка, но все же встречаются, и очень удивительно, что к ним наконец стали прислушиваться.

Таким образом, на тактическом уровне задачу решили — достойный ответ был дан. Но этот маленький шаг может означать лишь начало ответных действий Украины на российские информационные атаки на уровне стратегии. В отношении ИПСО действуют общие законы войны: если достал оружие — стреляй. Если один раз выстрелил, будь готов отбиваться и контратаковать до конца. Иначе твой первый выстрел смысла иметь не будет — он лишь разозлит противника, и будет иметь для тебя же самые нехорошие последствия.

Если в Киеве это понимают, то пойдут дальше. Впрочем, уже идут: по некоторым признакам, украинские спецслужбы возрождают «российское направление», что в общем-то целиком понятно. Как было понятно и полтора года назад, что сворачивать его нельзя. Не потому, что Россия — перманентный противник, а хотя бы потому, что украинское информационное поле традиционно и объективно слишком уязвимо со стороны Москвы. Для любой суверенной державы иметь на этот случай инструменты нейтрализации и противодействия внешнему информационному влиянию — святое дело. Это не вопрос престижа, это вопрос национальной безопасности.

{advert=3}

Популярні новини зараз

В Україну йдуть морози до -9: Діденко розповіла, де похолодає найбільше та пройде сніг

Виплати добігають кінця: що відбувається з фінансуванням пенсій, субсидій та лікарняних

В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться

Путін скоригував умови припинення війни з Україною

Показати ще

В этом украинская власть, по очень многим направлениям живущая «своим умом» и игнорирующая объективные законы и правила, как и мировой опыт, сполна убедилась на собственной шкуре с началом осени 2011-го. Когда Москва стала возить ее известным местом по батарее в информационном поле, под задорное улюлюканье российской публики, впрочем, как и многих самих украинцев, получивших эстетическое удовольствие от унижения порядком осточертевшей команды Януковича. Сигнал был усвоен Киевом быстро: чтобы спасть спокойно, надо иметь под подушкой нечто, чем можно ответить.

Для украинской власти в данном случае речь идет о фактическом выживании. На фоне захватывающего дух падения ее рейтинга, стоит учитывать, какое мощное влияние имеет Россия в информационном плане на электоральные регионы ПР. Не отвечать на этот прессинг — значит, растратить остатки доверия у той кучки электората, которая по каким-то неизведанным причинам до сих пор верит в неудавшееся «покращення».

Таким образом, все возвращается на круги своя, и нынешняя украинская власть, как и предыдущие, начинает понимать то, что бездействовать в информационном пространстве нельзя — это означает политическую гибель нынешнего руководства и не приемлемый ущерб для державы. Проблема в том, что настоящая действующая система информационного противостояния в Украине никогда не создавалась, а те ее жалкие бледные ростки, которые пытались выжить в последние годы, были уничтожены полтора года назад (мы подробно писали об этом совсем недавно).

Создаст ли Киев сейчас нечто, хотя бы отдаленно напоминающее систему информационной безопасности державы? Совершенно определенно можно сказать, что нет. Увы, удел нынешней украинской власти (впрочем, как и предыдущих) — тактика, от выработки стратегии она безумно далека. Но то, что сам этот вопрос ставится на высшем уровне, и вызывает хотя бы какое-то понимание — безусловно, очень хороший знак. В этом мы еще не можем позволить себе гордиться властью, но можем уже хотя бы не особо плеваться от ее действий.