За прошедшую неделю в Украине и вокруг нее произошло несколько событий, которые с точки зрения большинства, никак между собой не связаны и существуют своей отдельной жизненной линией в информационном пространстве.
Мало кто из широкой общественности хочет или вообще даже пытается заглянуть за «кривые зеркала», которые пытаются выставить перед ними для искажения сути и направленности происходящего в рамках создания т.н. «альтернативной реальности», на чем в дальнейшем и разыгрываются российские «партии» против Украины, как на внешней, так и внутренней аренах.
Украину втягивают в различные информационные и дипломатические скандалы со своими соседями, используя, как просчеты и ошибки украинских властей, так и, в случае отсутствия таковых, специально созданные поводы.
В дальнейшем такие скандалы могут вылиться в более неприемлемые формы непонимания и противостояния между соседями с далеко идущими последствиями в т.ч. на международной арене.
При этом, поводы и предпосылки формируются, а также подогреваются, по обе стороны границ с использованием т.н. «троянских эскадронов» и «полезных идиотов», действующих на националистической платформе, которые начинают играть на национальных амбициях, исторических событиях и эфемерных – искусственно созданных проблемах.
Кому выгодно?
В тоже время, несмотря на то, что выгоду от таких скандалов пытаются получить разные политические силы по обе стороны границ, во всем этом четко просматривается один главный выгодополучатель, в полной мере своевременно использующий сложившуюся ситуацию в своих интересах, а иногда и непосредственно инициатор и интегратор событий – это Москва, которая, на первый взгляд, вроде как стоит в стороне от всего этого, но при этом играет не последнюю роль в создании и углублении таких кризисных ситуаций.
Яркий пример из последних, который был опять направлен на раскол европейского единства после «миграционного кризиса», а также косвенно связанный с Украиной в контексте дальнейших попыток Москвы легализации аннексии Крыма, ситуация вокруг референдума о независимости Каталонии.
Многие еще буквально месяц назад, несмотря на заявления экспертов и присутствующие признаки – хорошо теперь известные по вмешательству РФ в американские президентские выборы, очень скептически относились к определенной роли Кремля в разыгрывании «каталонской карты». Однако, 14 ноября министры обороны и иностранных дел Испании уже официально заявили в Брюсселе, что государственные и частные группы на территории РФ продвигали сепаратистские идеи в Каталонии с целью дестабилизировать ситуацию в стране.
Но вернемся к делам украинским. Напомним, что на данный момент Украина находится в процессе разрешения проблемных вопросов со своими ближайшими соседями — Польшей, Венгрией и Республикой Беларусь, которые возникли по разным причинам, и каждая из них для полного осмысления заслуживает на отдельный материал.
Например, возьмем Беларусь, о причинах такого состояния дел вокруг украинско-белорусских отношений в последнее время и российском факторе, после похищения в этой стране в августе текущего года Павла Гриба, прекрасно расписал Игорь Тышкевич в своей статье «Зачем ФСБ похищение Павла Гриба» на «Хвиле».
На польском направлении в постоянном «обороте» находится не только вопрос Волынской трагедии, но и другие моменты исторического контекста, которые в наше время существует исключительно в виде политического фантома и ветряной мельницы, с которой воюют политики правого фланга как в Польше, так и в Украине.
Зеленський представить у Раді внутрішній "План стійкості": ключові пункти
"Бусифікації кінець": Умєров розповів, як зміниться мобілізація в Україні
Le Figaro змінила новину про дозвіл Франції та Британії бити ракетами вглиб Росії
Путін скоригував умови припинення війни з Україною
Данные проблемные вопросы исторического прошлого используются россиянами для разжигания дипломатических конфликтов между Польшей и Украиной в момент наибольшего сближения двух стран.
В частности, именно пророссийская Партия Регионов вместе с коммунистами просила признать Польшу убийство поляков на Волыни актом геноцида. Это было летом 2013 года, когда сам лидер этой партии Виктор Янукович вовсю вел переговоры о сближении с ЕС.
Польский парламент тогда отказался признавать геноцид, потому что ожидалось подписание Украиной Договора об Ассоциации с ЕС на саммите в Вильнюсе, к чему именно Польша приложила самые большие усилия. Эта ситуация была в лучших традициях украинского политического сюрреализма.
Легко заметить, что в Украине определенные политические силы с противоположными позициями – прикрытыми/открытыми пророссийскими, либо националистическими, вдруг начинают «почему-то» подыгрывать Кремлю, углубляя линию раскола между странами всевозможными провокациями и необоснованными заявлениями, когда кажется, что дипломаты и экспертная среда двух стран приходят к «точке соприкосновения и понимания».
Дыма без огня не бывает
Теперь перейдем к теме «троянских коней» и «полезных идиотов», действующих на националистической платформе, как в Украине, так и по ту сторону границы. Тема давняя и возникла она не сегодня и не вчера. Москва давно использует эту платформу в своих комбинациях, не только пытаясь «оседлать» уже существующие проекты, но создавая новые.
Сразу хочу отметить, что не в коей мере не хочу обидеть настоящих патриотов с настоящими патриотическими ценностями, которые хотят построить сильную, независимую и уважаемую во всем мире Украину.
Спецслужбы РФ продолжают в полной мере использовать «пятую колону» Кремля в Украине, в т.ч. насыщая агентурой влияния и всевозможными разовыми/многоразовыми провокаторами украинские праворадикальные организации, а также создавая различные «фейкововые» патриотические структуры. При этом, активизируя сценарий раскола украинского общества, дестабилизации социальной и внутренней политической ситуации в Украине, а также попытки дискредитации нашей страны на международной арене.
В Кремле четко для себя понимают, что военным способом они уже не поработят Украину, потому что Вооруженные силы Украины окрепли по сравнению с 2014 годом и это приведет к несоизмеримым потерям, да и получение дополнительной порции санкций в случае непосредственного применения регулярных российских войск, а без них т.н. армии «ДНР» и «ЛНР» — это «партизанские отряды с предателями», не очень-то вдохновляют Кремль накануне и так убийственного «санкционного укола» от США, тем более в преддверии российских выборов в 2018 году.
Хотя, военный фактор в локальном контексте в т.н. «гибридной войне» против Украины остается на повестке дня, эксперты утверждают, что военный фактор в планах Кремля – это уже вспомогательный инструмент на уровне с экономическим и информационно-психологическим воздействием, который в подходящий момент должен в своем проявлении деморализовать украинскую армию и общество, создать пораженческие настроения, а также стать той самой «искрой» для разрушительного «пожара» — хаоса внутри страны и «большевистского переворота».
В Кремле очень любят исторические аналогии и шаблоны, особенно почитая и внедряя наработки еще немецкого «Абвера», которые в свое время прекрасно сработали против царской и большевистской России.
Российская пропаганда эффективно играет на настроениях и ожиданиях украинского общества, а также на прецедентах, которые под заказ этой же пропагандисткой машины Кремля создают российские спецслужбы на территории Украины.
При этом работа ведется в трех направлениях с навязыванием соответствующих матриц для:
- российского общества – «фашистская Украина»; геноцид русского населения со всеми вытекающими шизофреническими фантазиями; на Украине разруха и пропасть во всех отношениях;
- украинского общества – «ничего не поменялось и одни коррумпированные чиновники поменяли других; реформ нет и не будет, потому что они не нужны новым олигархам; справедливости нет – все продается и покупается, и правды можно только добиться силовым путем; экономика идет ко дну»;
- западного общества – «Украина не способна стать на путь реформ; поголовная коррупция; общество пронизано антисемитизмом, нацизмом и радикализмом» и так далее.
Поэтому российские пропагандисты не могут не нарадоваться, когда им ничего не надо придумывать, а за них все делают сами украинские правые.
Мы уже не раз видели, как российские спецслужбы пытались столкнуть праворадикалов с правоохранительными органами Украины, чтобы пролилась кровь, а затем под крики «псевдопатриотов» и агентуры российских спецслужб «Зрада!» замкнуть цепь для подрыва внутренней стабильности и реализации концепции полного «хаоса».
При этом, праворадикалы своими умышленными или неумышленными действиями стают «коньком» российской пропаганды. Поэтому ничего странного не было, когда пропагандисты Кремля искали «устойчивые связи» между ИГИЛ и украинскими праворадикалами, приравнивая угрозу последних для стабильности в Европе на уровне ИГИЛ, к выращиванию которого спецслужбы Кремля вместе с Башаром Асадом имели непосредственное отношение.
Приведем несколько примеров как разыгрываются такие темы.
16 ноября, очень неожиданно, страница, посвященная украинской радикальной организации C14, появилась на сайте Международной организации по определению и анализу терроризма (TRAC), созданной в 2011 и офис которой расположен во Флориде.
Авторы TRAC называют организацию парамилитарной правой радикальной группой, тесно связанной с ВО «Свобода».
Сложно сказать по каким критериям С14 попала в базу TRAC, то ли, благодаря своей активной публичной активности, то ли с подачи одного из экспертов данной международной организации. Или, благодаря именно комплексной и последовательной работе «третьей стороны», где первые две возможные причины были всего лишь определенными этапами, которые в необходимый момент сгенерированы в нужный результат.
Информацию для TRAC направляют около 2800 экспертов, которые живут и сообщают о терроризме из разных частей света,- пишет обозреватель «Деловой столицы» Владислав Гирман в своей статье «С14 и ИГИЛ. Почему детище «Свободы» оказалось в международном списке террористических организаций».
Кроме того, автор отмечает, что в описании TRAC также отмечается, что группы и лица, включенные в базу данных, либо совершили социальное или политическое насилие, либо поддерживают (возможно, невольно) его. Что касается непосредственно насилия, то у организации обширная классификация: джихадисты, осуществляющие теракты; лица и фирмы, финансирующие терроризм; группы, «попавшиеся» на насилии в прошлом, но ставшие в итоге политпартиями.
«TRAC никоим образом не пытается определить, являются ли группы или отдельные лица террористами, — но передает полученную информацию об их деятельности и официальном государственном статусе. Хотя TRAC пытается обеспечить точность своей базы данных, профили формируются из множества различных источников, которые считаются надежными. Следовательно, TRAC не может и не гарантирует точность профилей. Редакторы TRAC могут в любое время изменить эти записи и приветствуют комментарии и предлагаемые исправления или дополнения», — говорится на сайте.
При этом, Владислав Гирман отмечает, что, учитывая такую сеть экспертов и небольшое число людей в последней инстанции, можно допустить, что среди этих самых экспертов затесался тот, кто — либо не вполне разбирается в предмете, либо по факту тонко обыгрывает кремлевскую политику.
Нет оснований обвинять саму TRAC в ангажированности или некоем заговоре. Ведь деятельность С14, и многих других националистических организаций, на самом деле неоднозначна. Чем с удовольствием пользуются в России.
«Сказать, что новость о C14 разошлась по российским и украинским медиа, — не сказать ничего. Российские СМИ смаковали ее несколько дней. В этом свете, по-хорошему, организации стоило бы затаиться (вряд ли в обозримом будущем их методика изменится). Ан нет. В четверг, 16 ноября, появляется информация, что члены С14 во главе с ее лидером Евгением Карасем избили ветерана АТО и лидера «Нового огня» Дмитрия Резниченко в Киеве. После националисты в своем посте отнесли «Новый огонь» к леворадикальным и анархическим движения. Не столь важно, почему это произошло, сколь информационный выхлоп этих разборок на фоне волны с TRAC», — указывает Владислав Гирман в своем материале.
Кроме того, в тот же день, 16 ноября, экс-нардеп от «Свободы» Игорь Мирошниченко, хорошо известный по – другим провокационным действиям на «камеру», которые сразу же становились «хитами» российской пропаганды и не сходили с «голубых экранов» РФ, вдруг, наверное, «случайно», призвал в эфире телеканала «112 Украина» забрасывать диверсионно-разведывательные группы на территорию Беларуси.
Такие призывы, как вы понимаете, тоже, как и ситуация вокруг С14, не остались без «нужного внимания», а наоборот прекрасно легли на уже «взрыхленную почву» и разлетелись со скоростью света по российским, белорусским СМИ и не только, где сразу же начались расставляться нужные Кремлю акценты.
А в преддверии всех этих событий произошло еще одно знаковое «мероприятие», которое всколыхнуло информационное пространство и тоже прошло с участием «Свободы», но уже на венгерском направлении.
12 ноября в Берегово Закарпатской области представители партии «Свобода» пришли к зданию городского совета и сняли с него флаг Венгрии.
Они попытались его поджечь, но полиция помешала это сделать. Правоохранители отобрали у активистов флаг и повесили его обратно.
Отмечается, что в акции принимали участие около 50 человек, большинство из них приехали из других областей.
Согласитесь, какой-то странный всплеск активности правых при этом еще и синхронизированный во времени с обострением конфликтов Украины с западными соседями. И тут возникает логический вопрос, а действительно ли политический пиар стоит призывов к диверсионной деятельности на территории соседних государств и поджогов флагов других стран, с которыми на данный момент и так наэлектризованы отношения?
Кремлевские карты в Польше и Венгрии
Как известно, Кремль спонсирует праворадикальные политические движения в Европе, активно создавая, в том числе из числа радикалов, сети симпатиков Москвы на европейском континенте, которые используются затем для обеспечения внешнеполитических интересов Москвы в т.ч. и против Украины.
Что касается Польши, то ярким примером такой стратегии российских спецслужб является арест в 2016 году лидера польской партии «Смена» Матеуша Пискорского и выдвинутые в его адрес обвинения со стороны польской прокуратуры и Агентства внутренней безопасности (АВБ).
По информации издания «Gazeta Wyborcza», из документов, которыми располагает АВБ, следует, что Матеуш Пискорский с 2013 года находился в постоянном контакте с российскими спецслужбами, выполнял задачи пропаганды российских интересов в Польше, получая за это финансовую помощь.
В рамках этого сотрудничества Пискорский создал политическую партию, которая специализировалась на создании антиукраинских настроений в Польше и антагонизации польско-украинских отношений.
Еще один момент в этом ключе. В 2013 году польские СМИ, а именно издание «W Sieci», писали , что в 1999 году внимание польской контрразведки привлек Александр Саможнев: неприметный мужчина лет пятидесяти, работавший корреспондентом крупной московской газеты «Комсомольская правда».
По информации польского издания, Саможнев жил в Варшаве на Ловицкой улице и практически через день ходит в Сейм. Особенно широкие контакты он завязывал в национал-патриотических кругах.
В конце 90-х польские спецслужбы располагали любопытными сведениями, полученными Отделом по борьбе с политическим экстремизмом Управления охраны государства.
По его информации, российские спецслужбы, а в особенности Служба внешней разведки, спонсировали деятельность неофашистских группировок в нескольких странах Западной Европы, тайно предоставляя средства на тренировочные лагеря в Испании, Франции и Германии. Среди собранных материалов были фотографии с вечеринки в Испании, где нескольких молодых национал-патриотов из Польши, переодетых в форму эсэсовцев, поднимают руки в фашистском приветствии.
А в Венгрии, Москва «дружит» с ультраправой партией «Йоббик» ( За лучшую Венгрию), представители которой заявляют о поддержке нацистских идей, используя при этом откровенно антисемитскую и шовинистическую риторику.
В тоже время, сразу после успеха Революции Достоинства в Украине венгерские радикалы отказались признавать новое украинское правительство, назвав его «шовинистическим и нелегитимным».
Позднее руководство «Йоббик» приветствовало незаконный референдум в Крыму и, в последующем, аннексию полуострова российскими войсками. Так, лидер партии Габор Вона считает, что «референдум был проведён «в соответствии с нормами права и без какого-либо вмешательства со стороны России и украинского правительства». Кстати, в числе международных наблюдателей на так называемом крымском референдуме были и представители всё той же партии «Йоббик».
Венгерские националисты не скрывают, что хотели бы провести подобное волеизъявление на всех землях, входящих в состав Австро-Венгерской империи до подписания Трианонского договора в 1920 году. Вдохновитель этой идеи, политолог и сторонник «Йоббика» Мартон Генгеши, востребовал предоставить автономию для территории Закарпатской области Украины, где компактно проживают венгры, и выступил против всеобщей мобилизации в этом регионе. «Следует гарантировать полную автономию венгерского и русинского меньшинства», — заявил Генгеши.
Впрочем, Кремль не захотел останавливаться на одном лишь «Йоббике». В конце октября 2016 года в городке Бёнь венгерский спецназ задержал 76-летнего Иштвана Дьёркёша, который оказал сопротивление правоохранителям, убив при этом одного сотрудника Национального следственного комитета.
Следствие показало, что этот человек – создатель неонацистской организации «Движение национальный фронт» (MNA), отождествляющей себя с венгерскими фашистами 1930-х годов.
Однако экстремистские взгляды этого пожилого человека – всего лишь полбеды. Члены MNA участвовали на постоянной основе в полувоенных тренингах, которые проводились за домом Дьёркёша на Орлином холме.
Так, Служба информации МВД Венгрии предоставила журналистам издания «Financial Times» материалы, где указывается, что представители российского посольства спонсировали эти «мероприятия», в которых принимали участие также представители российских спецслужб.
Позже венгерские СМИ обнародовали электронные письма, в которых лидеры MNA обсуждали способы скрыть финансирование из Москвы. Самого же Дьёркёша ныне считают основателем пророссийского сайта hidfo.ru — форума для публикации дезинформации об украинском конфликте.
При этом, в контексте вышеизложенного, бывший премьер-министр Ференц Дьюрчань заявил, что сотни российских шпионов безнаказанно работают в Венгрии, превращая Будапешт в «маленькую Москву». Венгерским спецслужбам также известно о деятельности крайних правых, но реакции нет из-за связей Венгрии и России, в частности, из-за зависимости Будапешта от российского газа.
Поэтому подводя итог, закончим мнением для «Financial Times» венгерского журналиста, который расследовал деятельность крайних правых организаций в своей стране: «Это не классический шпионаж, а манипуляция прессой, обществом и политической системой. Россияне используют совершенно разное оружие для создания альтернативной реальности».
В отношении Украины и в контексте обозначенной венгерским журналистом «альтернативной реальности», стоит отметить, что антипутинская риторика не исключает (в определённых случаях) антиукраинскую деятельность. Так что, пора нам уже научится отделять зерна от плевел.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Телеграм, страницу «Хвилі» в Facebook