В пятницу закончился официальный визит Лукашенко в Киев. Формат поездки, как и озвученные темы можно назвать нетипичным для встреч беларуского и украинского президентов.
21 июля в Киеве проходил беларуско-украинский бизнес форум, на который, кроме предпринимателей из Республики Беларусь, приехала правительственная делегация во главе с Александром Лукашенко. Её состав, тот факт, что это уже вторая встреча президентов за последние 3 месяца, резкий рост товарооборота между странами позволял делать выводы о важности визита и важности обсуждаемых вопросов.
Для начала немного цифр. Украинский экспорт в Беларусь за январь апрель составил 331,863 млн долларов (146% к аналогичному периоду 2016), беларуский импорт — 954,353 млн (120,5%). А по некоторым категориям наблюдается рост поставок в десятки раз. Например за 4 месяца 2017, Украина поставила в Беларусь в 3,96 раза больше мяса (говядины), чем за январь-апрель 2016, по зерну и плодам масличных культур рост в 2,96 раза, готовые продукты из зерна — 4 раза, черные металлы в 2 раза, жд локомотивы, вагоны и комплектующие в 20,5 раз. Беларусь со своей стороны нарастила поставки тех же жд вагонов (в 35 раз), металла (13 раз), хлопок шерсть и ткани, средства наземного транспорта (рост на 77%) и так далее.
Что было странным
То, что Александр Лукашенко прибудет в Киев в конце июля беларуские СМИ сообщали с начала месяца. При этом официальных подтверждений из администрации беларуского президента не поступало. В украинском медиа-пространстве информация появилась буквально за 4-5 дней до прилёта Лукашенко. О целях визита, круге вопросов, которые вынесены на обсуждение официальные источники сообщали мало, ограничиваясь общими фразами вроде «развитие торговых отношений и обсуждение ситуации в регионе».
Первый день визита принёс первые сюрпризы: Лукашенко прилетел на президентском самолёте в Борисполь, а остальная часть делегации рейсовым самолётом «Белавиа» в Жуляны. И, если бы не пресс-служба аэропорта, то о составе беларуских переговорщиков было бы известно мало.
Ещё одним сюрпризом стало расписание пребывания беларуской делегации — что Лукашенко и его 6 министров делали в Киеве весь вечер 20 июля остаётся тайной. Будем считать, что ходили по ресторанам национальной кухни.
На 21 июля были запланированы встречи в рамках бизнес-форума, подписание двухсторонних документов и полуторачасовые переговоры президентов в формате «один-на-один». Разговор лидеров двух стран затянулся более чем на 2,5 часа после чего последовал брифинг для журналистов без возможности задать вопросы — Лукашенко и Порошенко выступили с заявлениями и ушли.
Что можно было ожидать от встречи президентов
В мае 2017 года Украинский институт будущего подготовил доклад по Беларуси, в котором была дана канва развития политической, экономической системы соседней страны, её состояние на сегодня. Были так же оценены вероятности изменений в экономике, политике соседней страны, даны рекомендации в выработке украинской повестки в контактах со страной-соседкой.
В частности предлагалось отойти от апелляций к ценностям, культурной близости и привязывать Беларусь к Украине посредством инфраструктурных проектов, которые могут в будущем изменить баланс сил. Как минимум работать в области:
-
развития идеи о переработке украинской нефти по давальческой схеме на Мозырьском НПЗ с загрузкой нефтепроводов Одесса-Броды и Дружба (ветки Броды-Мозырь).
-
развития транспортной инфраструктуры, в том числе водного пути европейского транспортного коридора Е-40, что давало бы, с одной стороны развитие речного транспорта, с другой расширяло бы доступ Беларуси к украинским портам
Популярні новини заразВ Україні відновили переоформлення авто: що мають знати водії
В Україні спростили процедуру отримання та продовження відстрочки від мобілізації
Міноборони встановило нові правила проходження ВЛК: штраф сягає 25 тисяч
Це не допоможе: Попенко розповів, як кинули українців на світлі та теплі
-
создание совместных предприятий для выхода на новые рынки сбыта, используя разновекторность экономических контактов двух стран.
Прилёт в составе беларуской делегации министров информации и культуры Республики Беларусь давал повод надеяться на расширение диалога в информационном и культурном поле.
Естественно, можно было ожидать обсуждения политических тем, но ждать сообщений для прессы о результатах такого диалога не приходилось.
В принципе эти темы я и назвал ключевыми, давая оценку-прогноз накануне визита.
Что сказали президенты
Заявления для прессы лидеров двух стран позволяют утверждать, что встреча Порошенко и Лукашенко может быть отнесена к разряду результативных. Украина, сформулировав канву с своей политики осенью 2016 планомерно (впервые за последние 5 лет) идёт к реализации задач. Если раньше торговое, экономическое и местами политическое сотрудничество можно было назвать скорее ситуативным, то из уст президентов прозвучали тезисы о работе над проектами, способными повлиять на будущее.
Было заявлено о необходимости наращивания товарооборота двух стран и выходе на параметры в 7-8 миллиардов долларов. Это, с одной стороны, отвечает интересам Беларуси по нивелированию перекоса внешней торговли (более 40% экспорта приходится на РФ), с другой — даёт возможность Украине не только поставлять товары в Беларусь (чей рынок невелик объёмом), но и выходить на рынки стран Таможенного Союза (сохранять свою долю рынка).
Президенты подтвердили намерение реализовать планы сотрудничества в области переработки нефти, в том числе поставляя сырьё по «давальческой» схеме на Мозырьский НПЗ. С одной стороны, таким образом Украина экономит средства, платя только за переработку. Немало, учитывая, что перед Киевом стоит задача формирования государственного резерва нефтепродуктов объёмом 2 млн тонн нефтяного эквивалента. С другой стороны, при наличии сырья Беларусь и Украина могут совместно торговать нефтепродуктами на рыках третьих стран. И, наконец, наличие альтернативного источника поставок нефти уменьшает зависимость Беларуси от России (до 25% внешнеторговых поступлений Минска даёт именно «нефтянка»). Беларусь в такой схеме, кроме дополнительных источников сырья получает загрузку своих НПЗ, с чем, в условиях продолжающихся «нефтяных войн» с Кремлём и роста мощности самих нефтеперерабатывающих заводов, есть проблемы по крайней мере с 2010 года.
Водный путь Е-40, который в той или иной мере в своих заявлениях упомянули и Лукашенко и Порошенко является важным инфраструктурным проектом, расширяющим возможности Беларуси по использованию морских портов Украины и Польши. Это, учитывая специфику экспорта (калийные удобрения, нефтепродукты) весьма удешевляет транзит и, как следствие, увеличивает прибыль внешней торговли. Украина получает загрузку портов и привязывает к себе (через инфраструктуру, логистику) Беларусь. Естественно, что у таких проектов есть недоброжелатели: украинский маршрут будет конкурировать с привычным направлениям по перевалке беларуских грузов в Литве и Латвии, против развития транспортной инфраструктуры по оси север-юг будет выступать и РФ. Неслучайно, что во время визита в Беларуси стартовала инициатива по противодействию созданию коридора «Е-40», двигателями которой являются ряд экологических организаций и бизнес-союз, в который входят предприятия, торгующие на российском рынке.
Отдельно стоит упомянуть заявления Порошенко и Лукашенко о создании совместных предприятий. Оба президента подчёркивали, что такая кооперация имеет целью выхода на новые рынки. При этом бывший «последний диктатор Европы» несколько раз подчеркнул, что речь идёт о «любой» продукции и выходе на «любые» рынки. Это особенно интересно, учитывая недавние кадровые изменения в беларуском концерне «Госвоенпром», росте доходов от торговли оружием и развивающееся сотрудничество ВПК двух стран (как минимум освещавшиеся в прессе сборка грузовиков МАЗ на Богдане, создание броневика для НГ, работа СП «Мотор Сич» в Орше).
Важным результатом встречи может стать окончание эпопеи с демаркацией границы — оба президента заявили, что дали поручение соответствующим структурам.
Касаясь темы войны на Донбассе, президенты затронули тему «минского процесса» и предстоящих учений «Запад 2017». Для Лукашенко обе темы чрезвычайно важны. Он не может отказаться от у
чений, запланированных в рамках ОДКБ 5 лет назад, но в то же время он наблюдает нервную реакцию Киева на предстоящие манёвры. Лукашенко понимает опасность от возможных провокаций на границе или в приграничных районах. Поэтому тема обеспечения безопасности вдоль государственной границы этой осенью явно обсуждалась. Но вряд ли была ключевой — президенты оговаривали как обеспечить спокойный режим на севере Украины и юге Беларуси ближайшие месяцы, дали друг другу определённые гарантии.
Что касается «Минского процесса», то сам факт переговоров в столице Беларуси чрезвычайно важен для Лукашенко — не зря он так нервно отреагировал на инициативу Назарбаева создать новую площадку в Казахстане. Официальный Минск заинтересован и дальше выступать «арендодателем помещений», используя это в деле нормализации своих отношений с ЕС и США.
Ещё одним чрезвычайно важным результатом стало подписание договора о сотрудничестве между странами в культурной и религиозной сфере. Культурный диалог и грамотная информационная работа способны в перспективе года-двух дать возможность несколько разбавить засилие РФ на информационном поле Беларуси, особенно, если получит новый импульс достаточно старый проект по трансляции украинских каналов на территории соседнего государства.
Вывод:
Статистика первых месяцев 2017 года свидетельствует о резком увеличении товарооборота двух стран, бизнес форум в Киеве может расширить формат экономического сотрудничества. Это то, что уже есть.
Встреча президентов и их заявления для прессы продемонстрировали то, что Украина смогла сделать несколько чрезвычайно заманчивых для Беларуси предложений. Возможность совместного заработка в будущем, помноженная на доходы сегодня привязывает Лукашенко крепче сотен лозунгов и громких заявлений. И чем важнее Украина для Беларуси, тем спокойнее будет на северных границах и тем легче будет даваться политический диалог с «последней диктатурой Европы».
Изображение: пресс-служба президента Украины