Многих удивляла ситуация, при которой заявивший о своем переезде в Триполи ПНС уже две недели никак не переберется к новому месту работы. Впрочем, ничего удивительного в этом не было: исламисты, ощущающие себя реальной силой, просто не пустили ПНСовцев даже на порог, и сейчас они заявляют об этом открыто и саботируют окончательный разгром сил Каддафи.
{advert=1}
Их не остановило и то, что деятели этой организации вроде вице-президента Абдельхафиза Гога, которого некоторые арабы называют «исламским правозащитником», в свое время защищали «узников тюрьмы Абу-Салим» от «кровавого режима».
Исламисты не скрывают, что после разгрома Каддафи они намереваются создать в Ливии исламское государство. Кое-где, например, в городе Дерна на востоке страны они уже создали эмират, живущий по законам шариата.
Все это вызвало серьезное беспокойство на Западе. В связи с этим американские спецслужбы намерены усилить слежку за наиболее одиозными повстанцами. ЦРУ напугало то, что ливийские джихадисты «прилюдно» раскрыли свои планы относительно будущего Ливии «после Каддафи», которые испугали Запад куда больше, чем сам Полковник.
Особую тревогу у американских официальных лиц вызывает тот факт, что значительная часть повстанцев приветствует это. К такому выводу сотрудники ЦРУ пришли после анализа обсуждений на повстанческих интернет-форумах.
Участь ПНС незавидна — эта организация должна отказаться от каких бы то ни было претензий на власть, поскольку «состоит из предателей режима Каддафи», ответственных за его деяния и потому не имеющих никакого морального права на управление страной. «Роль Исполнительного комитета ПНС исчерпана потому, что они являются остатками старого режима. Они должны все уйти в отставку, начиная с вершины пирамиды до самого низа», — такой ультиматум предъявил один из влиятельных полевых командиров исламистов Исмаил аль-Салаби.
Этот человек стал известен тем, что в числе первых выступил против Каддафи (не случайно, он возглавлял группировку «17 февраля», сыгравшую одну из главных ролей в вытеснении сил Полковника из Киренаики), и прославился тем, что в марте сумел удержать Бенгази до начала бомбардировок НАТО.
Если же она будет препятствовать исламистам, тогда повстанцы готовы заставить ее уйти силой. Правда, американские эксперты делают весьма сомнительные выводы относительно того, что опасность, исходящая от исламистов, невелика, поскольку якобы у них нет возможностей, достаточных для воплощения своих планов в жизнь. Однако есть и другие мнения.
Ряд аналитиков ЦРУ обращает внимание на «выход из подполья» бывшего лидера Ливийской Исламской группы Абу Абдаллы аль-Садика, который сейчас известен под другим именем — Исмаил аль-Салаби и является одним из главным вожаков повстанцев, действующих в тесной связи с полевым командиром Абдель Хакимом аль-Хулиди Бельхаджем, считающимся творцом штурма Триполи и его нынешним военным комендантом. Американские эксперты в этой связи опасаются, что члены ЛИБГ по-прежнему тесно связаны с «Аль-Каидой» и их заявлениям о полном разрыве с террористами просто нельзя верить.
В принципе, ничего удивительного в происходящем нет. Убийство Юниса, командовавшего силами ПНС, совершенное в начале августа, наглядно показало глубину пропасти между разными группами оппозиции.
Тот же Салаби открыто бросает им вызов: «Есть светские силы, имеющие свой собственный частный интерес, которые хотели бы представить нас как экстремистов, отдалить нас от мирового сообщества… Хочется задать им вопрос, кому они служат?»
Одно из объяснений, почему НАТО осуществило в конце августа штурм ливийской столицы, во многом объясняется стремлением добить Полковника, прежде чем мятежники окончательно рассорятся в борьбе за власть и выделяемые Западом деньги. И еще одним серьезным толчком к началу склок послужило выделение повстанцам 15 млрд. долл. с размороженных счетов старой власти.
В Україні запровадять новий "податок": кого торкнуться зміни
Сирський прокоментував скандал навколо переведення авіаційних фахівців у піхоту
В Україні скасували понижувальні коефіцієнти до частини пенсій: кого торкнеться
ТЦК роз'яснив, як поступити з повісткою, якщо є бронь або відстрочка
Разумеется, такие деньги ни для кого не могут быть лишними. В т.ч. и для исламистов, поскольку строительство шариатского государства тоже не может обойтись без щедрых финансовых вливаний. А всего на кону, как известно, до 170 млрд. долл. «со счетов Каддафи». Сумма, которая может вызвать головокружение даже у самых истовых строителей истинного исламского государства.
{advert=2}
По информации агентства «Рейтер», руководство исламистов, включая Салаби, намерено предупредить Запад, чтобы он не предоставлял отнятые у Каддафи деньги, «принадлежащие народу, под контроль тех самых должностных лиц, которые и распоряжались ими при Каддафи» и что ПНС «не занимается и не интересуется ничем кроме размораживания активов».
Впрочем, главным моментом, подстегнувшим радикалов сбросить маски, стало падение Триполи. Многим уже казалось, что режим Полковника обречен и с потерей столицы рассыплется сам собой, а остатки его войск в Бреге, Сирте, Бени-Валиде и Себхе сдадутся или разбегутся.
Но этого не произошло. Как до сих пор не произошло решающего штурма позиций каддафистов на севере страны. Во многом это объясняется «забастовкой» со стороны ливийских джихадистов. Взятие того же Сирта при поддержке авиации НАТО повстанцам было бы обеспечено, но они отложили расправу над ним аж до 10 сентября, поскольку своих сил у ПНС для этого крайне мало.
С марта 2011 г. в страну почти непрерывным потоком, благодаря щедрой помощи Катара, Эмиратов и Саудовской Аравии, прибывали все новые отряды «исламского интернационала». Сейчас под началом одного только Салаби имеется отряд численностью 3000 боевиков.
И происходящее наглядно показывает расклад сил: без отрядов исламистов «демократические» повстанцы не могут взять даже небольшого 70-тысячного города Сирта.
Судя по всему, исламисты решили отложить расправу над каддафистами и в первую очередь планируют расправиться с политическими оппонентами. Смысл их действий состоит в том, чтобы заставить Запад считаться с их ультиматумом и признать их единственной дееспособной силой.
Тот же Салаби предупреждает ПНС и его западных покровителей, что с взятием Бани-Валида и Сирта борьба с каддафистами не заканчивается и что впереди еще установление контроля над южными ливийскими городами, разбросанными на огромном пространстве в Сахаре (включая Себху и Куфру), что является грандиозной по трудности задачей.
Намек этого ставленника Катара более чем откровенный: без его головорезов и катарского оружия ливийским «демократам» зачистка огромной по площади местности от каддафистов будет просто не по силам.
Таким образом, Запад оказался в странной ситуации: теперь в Ливии имеется три центра силы: марионеточный ПНС, от расправы над которым исламистов удерживает только НАТО, сами исламисты и силы Каддафи.
Сейчас игнорировать исламистский фактор уже просто невозможно, как невозможно заставить исламистов отказаться от власти. Признать их по факту единственной силой в стране — тоже малоприятная перспектива, учитывая то, что лидеры ливийских исламистов ненавидят Запад ничуть не меньше, чем своего заклятого врага Каддафи.
Большинство лидеров исламистов, открыто выступивших против ПНС, являются «афганцами», воевавшими против НАТО на афганской территории. Некоторые из них даже успели внести лепту в борьбу против группировки советских войск. И никого не могут обмануть заявления того же Салаби, который отрицает связи с «Талибаном» и «Аль-Каидой» и объясняет свои действия стремлением «защитить ислам».
Взять, к примеру, такую интересную фигуру, как Бельхадж, «военного коменданта Триполи», ранее сражавшегося в Афганистане против войск НАТО. С этого времени его отношение к захватчикам нисколько не изменилось, сколько бы они ни бомбили Полковника. Ведь у него к ним свои, очень личные счеты.
В 2004 г. его поймали в Афганистане британские солдаты, после чего MI6 выдала его «по месту жительства» в Ливию в распоряжение службы госбезопасности Каддафи. Там, по признанию Бельхаджа, его по очередности пытали агенты ЦРУ, MI6 и сотрудники cпецслужб Каддафи, после чего ливийский «афганец» провел 6 долгих лет за решеткой, пока над ним не сжалился Каддафи и не выпустил его «за примерное поведение».
И сейчас Бельхадж не случайно вспоминает этот факт в своей биографии. Доверить таким людям вопросы энергетической безопасности Брюссель и Вашингтон не могут.
Таким образом, Запад стоит перед нелегким выбором, что делать в Ливии дальше. Разумеется, западные спецслужбы могут попытаться их устранить. Но никто не может дать надежной гарантии того, что в случае успешно проведенных спецопераций на смену Бельхаджу и Салаби не придут еще более одиозные фигуры.
Признать исламистов реальной силой можно. Как известно, особых моральных страданий от поддержки ваххабитского саудийского режима, равно как и исламистов из Катара и Эмиратов, Запад не испытывает. Главное, что они гарантированно и без «фокусов Каддафи» продают ему по сходной цене нефть и газ.
Однако в случае с Ливией это было бы сомнительно. Во-первых, сами исламисты неоднородны, и их приход к власти не может гарантировать Западу бесперебойную доставку дешевых энергоресурсов. Стоит убрать ПНС и Каддафи, как они тут же передерутся между собой, выясняя отношения, кто из них стоит за более чистый ислам и т.д. И, во-вторых, делать этого не хочется хотя бы по соображениям идеологии. Положение, при котором вместо ожидаемой в Брюсселе «арабской демократии» появляется ливийский исламистский режим, ни Евросоюз, ни США не устраивает.
Можно и дальше игнорировать реальную расстановку сил и тащить к вершинам власти ПНС, обещавший Западу нефть и газ на выгодных западным компаниям условиях.
Вся загвоздка лишь в том, что он может опираться только на иностранные штыки. Без присутствия оккупации страны силами НАТО его членов тут же вырежут исламисты. Пойти на оккупацию — значит втянуться в партизанскую войну, в которую тут же втянутся против Запада как каддафисты, так и исламисты.
Исходя из здравого разума, в данной ситуации Западу не остается ничего иного как признать свою ошибку в отношении Каддафи и после «порки» вернуть его в Триполи, получив заверения в «хорошем поведении». Но тут имеется немало подводных камней. Во-первых, пикантность ситуации состоит в том, что западные и некоторые другие государства поспешили признать ПНС единственной легитимной силой в стране, став, таким образом, заложниками своих же собственных решений.
Во-вторых, есть сомнения, готов ли непредсказуемый Полковник после всего случившегося стать на одну доску с эмиратскими шейхами и катарским эмиром. И, в-третьих, в Брюсселе и Вашингтоне прекрасно понимают, что кому-то при таком раскладе явно придется держать ответ за учиненный в Ливии кровавый погром.
{advert=3}
Источник: Правда.Ру