Переговоры президентов Д.Медведева и В.Януковича в Сочи 11 августа оказались наименее результативными из всех двусторонних встреч, имевших место за последние полтора года. Стороны лишь обменялись мнениями и провели предварительную оценку подходов к основным вопросам двусторонних отношений. Практически безрезультатными оказались и результаты встречи украинского министра энергетики Ю.Бойко с председателем правления «Газпрома» А.Миллером.

{advert=1}

Публичный обмен заявлениями высокопоставленных должностных лиц зафиксировал противоположность целей и намерений. А.Миллер предложил решение «украинского вопроса» по белорусской схеме, в форме передачи газотранспортной системы в собственность «Газпрома», на что украинский премьер Н.Азаров дал однозначно отрицательный ответ.

Перевод имеющихся расхождений в сферу публичной дискуссии – явный признак, свидетельствующий о возможности дальнейшего обострения отношений. Вместе с тем, при всей очевидности существующих разногласий, ситуация в двусторонних отношениях содержит элементы интриги, и поэтому может рассматриваться как трудно прогнозируемая.

Специфика положения Украины заключается в обоюдной заинтересованности в развитии экономических связей с ЕС и Россией. В последнее время дистанция между ЕС и Россией если не увеличивается, то, по крайней мере, не сокращается. Российская инициатива по созданию Таможенного союза с Беларусью и Казахстаном нивелирует значение СНГ, ставя под сомнение и без того низкую эффективность его структур. С точки зрения Киева все это означает серьезное сужение политических и экономических возможностей.

Для украинской стороны наилучшей перспективой было бы достижение компромиссной формулы в отношениях Россия – ЕС, которая могла бы обеспечить включение Украины в общие европейские транспортные, торговые и производственные проекты.

С экономической точки зрения главной проблемой для Украины остается коррекция соглашений по поставкам и транзиту газа, что нереалистично без пересмотра контрактов 2009 года. Будучи крупнейшим потребителем российского природного газа, Украина имеет худшие условия поставок и транзита, чем основные европейские потребители. Но без согласия российского руководства решить эту проблему, добиться существенных уступок Киев не может. Разумеется, можно было бы обратиться в арбитраж, но приемлемого компромисса с «Газпромом» такой путь не обеспечит. К тому же, для Киева исключительно важно обеспечить благоприятный режим торгово-экономических связей со странами Таможенного союза, который позволил бы сохранить объемы торговли и развивать производственные проекты в промышленности.

Еще весной казалось, что стороны могут найти привлекательные для украинского правительства решения, включая изменение формулы цены на газ. Однако, появившиеся в мае 2011 г. сообщения о возможности достижения компромисса не подтвердились.

К концу лета российская позиция стала более определенной. На фоне долгового кризиса в ЕС, обострения экономических проблем США и успешного формирования Таможенного союза в российской политике усилились геополитические акценты. В этом плане самый характерный симптом – очередные предложения о реинтеграции между Россией и Белоруссией.

Ожидание второй волны экономического кризиса, которая может сопровождаться снижением цены на нефть и газ, подталкивает «Газпром» к более жесткой позиции на европейском направлении. На фоне претензий ряда крупных европейских компаний, включая итальянскую Eni и немецкую E.ON о пересмотре газовых контрактов, идти на уступки Киеву «Газпром» не намерен. Более того, если претензии европейцев не будут сняты, а цены на газ начнут снижаться, зимой 2011 — 2012 гг. вполне можно ожидать очередного газового кризиса и перебоев газовых поставок для стран ЕС. Учитывая свертывание атомной энергетики в Германии и ряде других стран спрос на газ в перспективе существенно возрастет. К тому же, ослабление американской гегемонии раньше или позже «разморозит» иранские газовые активы. Поэтому в интересах «Газпрома» попытаться ускорить решение вопросов, связанных с монополизацией собственности на трубопроводы, включая газовые магистрали Белоруссии и Украины.

Скорее всего, бюджетные проблемы заставят белорусское руководство принять условия «Газпрома», которые, кстати, до сих пор четко не сформулированы. С Украиной будет сложнее. В этом случае следует учитывать и интересы власти в сохранении контроля над внутренним рынком, и соображения социального характера, позволяющие дотировать цены на газ для населения, и позицию основных групп украинского крупного капитала.

{advert=2}

Не следует также забывать и о том, что Украина занимает особое место в европейской системе безопасности. Позиция президента и правительства определяет роль Украины в европейской системе как связующего звена между рынками ЕС, России и стран Азии, способствующего налаживанию мостов, сближению подходов, смягчению противоречий. С точки зрения Киева крайне важным является содействие более гармоничным и конструктивным отношениям между Россией и ЕС, ослабление и предотвращение военной напряженности, урегулирование локальных конфликтов, стимулирование многосторонних транспортных проектов.

Популярні новини зараз

В Україні анулюють відстрочки від мобілізації: залишилося три місяці

"Укренерго" попередило про відключення світла 24 листопада: деталі та причини

США оприлюднили секретні дані про вбивства Путіна

Путін скоригував умови припинення війни з Україною

Показати ще

Напряженность, которая наметилась в украинско-российских отношениях, может привести к самым различным последствиям. Пересмотр условий газовых поставок стал для Киева центральным пунктом двусторонних отношений. Хотя противоречия по газу обсуждались в течение последних месяцев, в полемике сторон появились новые нотки. Перевод имеющихся расхождений в сферу публичной дискуссии – явное свидетельство потенциально возможного обострения отношений. Вместе с тем, пока ситуацию можно считать трудно прогнозируемой.

В сложившихся условиях потенциально возможны три варианта дальнейшего развития событий:

Status quo: формальные переговоры продолжаются без особой уверенности в достижении позитивного результата. Опасность ситуации заключается в возможном ухудшении экономического положения Украины, особенно на фоне второй волны экономической рецессии. К тому же, «Нафтогаз» вновь начал брать кредиты для оплаты текущих газовых поставок. Впрочем, вероятность такого варианта – ниже среднего.

Политическое решение: стороны находят компромисс, возможно, в форме размена уступок в форме «пакетного решения». Вероятность такого варианта остается низкой.

Обострение и газовая война. С учетом приближения срока президентских выборов в России, а также нарастания проблем, с которыми «Газпром» сталкивается в странах ЕС, вероятность новой газовой войны следующей зимой можно считать относительно высокой. Разумеется, в этом случае в политическом выигрыше окажется В.Путин, который накануне президентских выборов 2012 г. сможет подтвердить свой имидж жесткого и сильного руководителя.

Что касается Украины, трудности с газоснабжением в зимние месяцы и опасность серьезного экономического спада делают сценарий газовой войны для Киева крайне опасной и неудобной перспективой, особенно с учетом проведения Евро-2012 и проведения парламентских выборов в 2012 г.

Впрочем, давление со стороны российского руководства в отношении Украины не ограничивается газовой проблематикой. После встречи с главой КНДР Ким Чен Иром в Бурятии (24.08) российский президент Д.Медведев назвал неприемлемыми предложения В.Януковича установить отношения с Таможенным союзом по особой формуле «3+1». По словам Д.Медведева, Украина должна вступить в Таможенный союз «целиком», то есть полностью подписать все пакеты документов по этапам, стать полноправным членом ТС, получить от этого выгоды и нести соответствующие обязательства, а не подписывать соглашения выборочно. Но если Украина не станет полноправным членом Таможенного союза, в торговле с ней в ряде случаев придется использовать «определенные таможенные режимы», что означает сужение рынка для украинского экспорта.

Примечательно, что на фоне четких и недвусмысленных проевропейских заявлений, приуроченных к 20-й годовщине независимости Украины, президент В.Янукович занял в диалоге с Россией нарочито осторожную и терпеливую позицию. Очевидно, власть еще надеется на достижение приемлемого компромисса с Москвой и не намерена делать резких заявлений, угрожающих обострением двусторонних отношений. Отвечая на комментарии Д.Медведева, В.Янукович подчеркнул необходимость поиска компромиссов в отношениях с Таможенным союзом на основе учета национальных интересов и в рамках проводимого Украиной курса «национального прагматизма».

Таким образом, точки вроде бы расставлены. Украинская сторона проявляет готовность к мягким формам экономической интеграции с Россией и странами ТС, акцентируя важность подписания соглашения о зоне свободной торговли в рамках СНГ, развития совместных транспортных проектов и производственной кооперации в различных секторах машиностроения.

Российская сторона настаивает на полном вхождении Украины в Таможенный союз, предупреждая о применении в отношении Украины особых тарифных норм и режимов. Пока не ясно, как введение единой тарифной ставки в рамках ТС отразится на торговле России, Беларуси и Казахстана с остальными странами СНГ, и приведет ли это к торговой войне с Украиной. Расхождение интересов сторон в целом вряд ли позволит найти однозначные решения.

Для Украины основным негативным фактором остается повышение цен на нефть и газ. Из-за подорожания нефти в связи с кризисом на Ближнем Востоке российский газ для Украины в третьем квартале стоит не $313 за 1000 кубометров, как ожидалось ранее, а ок. $350. В четвертом квартале цена газа может возрасти до $400 (вместо предполагавшихся $347).

Сложной темой остается вопрос ценообразования в рамках Таможенного союза. Основные аргументы российской стороны сводятся к тому, что вступление Украины в ТС или передача украинской ГТС в собственность «Газпрома» позволят Украине получать газ по внутренним ценам России. Тем не менее, в отношении Беларуси аналогичные решения пока не приняты, что ставит под сомнение реалистичность российских предложений.

В то же время, стремление украинского руководства сохранить приемлемый баланс в экономических и политических отношениях с ЕС и Россией, наряду с однозначно проевропейскими заявлениями и намерениями, прозвучавшими в связи с 20-летием независимости Украины, создают в отношениях Москвы и Киева ситуацию, требующую политического решения.

{advert=3}

Отказ от ультимативных подходов и поиск способов сосуществования на взаимоприемлемых условиях предполагает определенные уступки российской стороны, касающихся газовых контрактов и пересмотра цен на газ. Если такой подход не будет реализован (а вероятность достижения гармоничного и устраивающего обе стороны решения пока незначительна), с российской стороны могут быть применены различные факторы экономического и политического давления, цель которых – вернуть Украину на путь дефолта, по которому уверенно шло правительство Ю.Тимошенко в течение 2009 — начала 2010 гг. Все вышесказанное выглядит весьма настораживающим на фоне все более частых и тревожных прогнозов о возможности второй масштабной волны рецессии, угрожающей мировой экономике осенью — зимой 2011 г.