Их мнение основано на том, что ливийцы крайне недовольны гибелью своих родичей от «защиты гражданских лиц». Драться готовы, как минимум, десятки тысяч горожан. Даже западные опросы (например, «Гардиан») показывают, что популярность лидера Ливии полковника Каддафи за пять месяцев конфликта выросла вдвое. А вот поддержку НАТО и США среди американской общественности упала до 20%, в основном, из-за убийства гражданских лиц. Это даже ниже в ряде других стран НАТО.
{advert=1}

До недавнего времени жизнь в столице была, в общем нормальная, не хватало разве что бензина, некоторых привозных вкусностей и некоторых медикаментов. Случались также перебои с детским питанием и связью. С другой стороны, муниципалитет наконец-то наладил эффективную уборку мусора (после бегства гастарбайтеров в Египет и Тунис с этим были сложности), и до последнего времени, если не считать бомбежек, Триполи была довольно приятным местом для жизни. Но 17 августа все резко изменилось, и теперь никто не знает, чего ждать. Незадолго до полудня начался непонятный хаос. В моем отеле, одном из двух в Триполи, где еще есть постоянный интернет (в других районах отключения длятся по нескольку дней, как в Ливане), пропало электричество. Некоторые гости застряли в лифтах и впали в панику, в номерах стало очень душно, батареи скисли, и перемещаться по длинной (18 этажей) лестнице было тяжело. Два моих ливийских друга, которые работают в одном из ресторанов отеля, даже сказали мне номер своей комнаты, где я смогу перекусить, если проголодаюсь. Глубоко тронутый их участием, что вообще типично для ливийцев, я сказал им, что уважаю их Рамадан и не собираюсь его нарушать. Вскоре после этого отеля был подключен аварийный генератор, застрявших из лифта спасли, но электричество еще очень долго не подключали.

Тем временем, на улицах появилось множество людей, по своей воле устроивших большой митинг против «повстанцев НАТО». Тысячи людей готовы были идти с оружием на окраины города, на случай, если там появились мятежники, чтобы помочь армии.
Цены на главном местном рынке «Медина», что близ моего отеля (именно там покупают продукты большинство моих друзей) сейчас умеренные. Их рост прекращен после строжайшего государственного запрета на спекуляцию. Торговцы не рискуют обманывать людей и наживаться, взвинчивая цены.

{advert=3}

Некоторые люди покидают Триполи, но трудно оценить, сколько. Большинство (а я спрашивал многих) собираются остаться и «посмотреть, как повстанцы НАТО войдут в наш город» (а в этом городе живут 1,5 миллиона человек, и все они не только вооружены, но уже и хорошо организованы и обучены). Студенты столичного университета Аль-Фатх и даже некоторые правительственные чиновники, которых никто не заставляет, сейчас строят укрепления и копают окопы на всякий случай. Они говорят, что Триполи, если придется, будет «Сталинградом». И я не могу этого исключать, учитывая, что каждый район вооружен до зубов. Мне, признаюсь, не хватило духу напомнить этим милым студентам, что под Сталинградом граждане России сражались, зная, что к ним, в конце концов, придет Красная Армия, а тут Красной Армии ждать не приходится. Но, возможно, защитники Триполи обойдутся своими силами, потому что их очень много и они настроены на борьбу.

На этой неделе ливийский студент-юрист, добровольно помогающий армейскому патрулю на КПП близ Airport Road, написал мне следующее письмо:

«Франклин, вы спросили меня, как мы будем защищать нашу столицу Триполи, если НАТО пробомбит повстанцам коридор через армейские позиции. Мы с друзьями обсуждали этот вопрос всю ночь, и мне есть, что вам ответить.
Наша оборона будет основана каждом здании, на каждой улице и на каждой площади. Мы можем и мы будем удерживать, сколько сможем, каждый метр. Каждый жилой дом, фабрика, склад, угол улицы, перекресток, каждый офис уже превращены в укрепленные точки, и оружия, самого разного, более чем достаточно. Нас хорошо научили старшие. Мы разбиты на пятерки и шестерки, и в каждой один или два снайпера. Мы примем уличный, домашний бой, на улицах, которые знаем с детства, на каждом этаже и в каждом подвале. У нас приготовлена масса сюрпризов для пехоты врага, а враг боится потерь.
Дорогой друг Лэмб. Мы, ливийцы, хороший и гордый народ. Мы с вами говорили об Омаре Мухтаре, который бил итальянцев, — в тех боях погибло, как вы сказали, немало ваших родственников. Знаете ли вы, мой друг, что за века Османской империи из всех арабов постоянно восставали против нее только ливийцы. Ливийские племена. Мы выдержали две 20-летние войны против турок. Неужели НАТО и Обама считают, что могут победить нас?
Ваш друг Мухаммед
».

{advert=2}

Примечание: М-р Лэмб (он же полковник Лэмб) — бывший очень высокопоставленный разведчик, «второй координатор» (не знаю, что это такое) объединенной резидентуры ЦРУ и армейской разведки США на Ближнем Востоке. Один из разработчиков известной теории «приручения зверя», суть которой, в общем, в том, что все радикалы склонны к террору, но не все хотят навсегда оставаться радикалами, и певых следует уничтожать, а со вторыми работать. Участвовал в работе по сближению с Ливией, контактировал (открыто) с «Хезболлой», менее открыто с ХАМАС и (в глубокой тени) с Тегераном. По ходу дела, пришел к выводу, что корни тех радикалов, которых необходимо уничтожать, растут из Эр-Рияда, рискнул озвучить это мнение, естественно, получил по шапке и вскоре ушел в отставку. Потому что трогать «главного союзника» и надежного бизнес-партнера, посягая на святое, как выяснилось, нельзя. С тех пор, как может, борется за «истинные интересы Америки». Имеет массу друзей среди самых причудливых арабских и персидских политиков, зато властями Саудии давно объявлен «врагом» и, — притом, что к Израилю относится скверно, — «агентом сионизма». Последние два месяца находится в Триполи и регулярно пишет оттуда что-то типа дневниковых зарисовок, не столько о политике, сколько о том, как живет страна в эти непростые времена. Как правило, его сообщения с течением времени подтверждаются. Думаю, этюд под катом тоже зарисовка с натуры. Правда, чуть устаревшая: м-р Лэмб писал ее пару дней назад, когда информационный накат «цивилизованных» СМИ о «героических победах повстанцев» люди, не разобравшись, что к чему, еще считали достойным доверия и сильно паниковали…

Источник: блог Льва Вершинина