Фигуры на доске
Итак, какую картину мы наблюдаем сейчас? Если ориентироваться на информацию либеральных СМИ, то она достаточно проста и привычна — классическое противостояние демонической диктатуры и народа, сражающегося за свою свободу:
Белорусская официальная идеология рисует картину столь же непритязательно, хотя и с иной точки зрения — белорусский народ героически сражается в кольце внешних и внутренних врагов:
Подобные шаблоны с использованием термина «народ» хороши для массовой пропаганды, но не для вдумчивой аналитики. Со времен холодной войны конфликты стали напоминать многоходовые шахматные комбинации с применением фигур различной силы и назначения. И Беларусь в этом плане не исключение. И на нашей маленькой шахматной доске появляются и перемещаются различные силы с такой скоростью, что уже сложно отличить настоящие и подставные фигуры, понять замыслы игроков и их конечные цели. Но мы все же попробуем разобраться.
{advert=1}
На данный момент невооруженным глазом видны следующие активные участники игры:
Участники игры Цели игры Основные методы воздействия Игроки Команда А.Лукашенко Сохранение власти для консервации советского наследия Административные и силовые методы Мировая политическая элита Получение контроля над процессами, происходящими в центре Европы Политические декларации, либеральные СМИ, символические санкции, использование внутрибелорусских игроков Российская олигархия Захват белорусской собственности, положительный PR в России на фоне белорусской разрухи Экономическое давление, карманные СМИ и органы власти РФ, использование внутрибелорусских игроков Фигуры (инструменты в руках игроков) Белорусское чиновничество Участие в приватизации и получение реальной власти Саботаж и провокации против государственной стабильности Белорусское потребительское общество (не путать с гражданским, коего нет) Потреблять-потреблять-потреблять Акции протеста типа «Стоп-бензин», митинги «бензовозов» и т.д. Белорусская оппозиция Получение представительства во власти и адреналина от борьбы за свободу Либеральные СМИ, интернет, пикеты, РЧСС
Деление участников на игроков и фигуры достаточно условно и обусловлено долгосрочностью и масштабом их целеполагания. Например, российскую олигархию и власть можно было бы с полным правом поместить и во вторую категорию: все ведь знают, где эти ребята хранят свои «честно нажитые» капиталы, и, соответственно, на чьем крючке они находятся.
Так или иначе, мы наблюдаем шесть сил, действующих с разной силой и разными способами, причем игра разворачивается за приз под названием Республика Беларусь. Сейчас картина выглядит примерно так:
Київстар запустив вигідний тариф лише за 100 гривень: як підключити
АЗС Київщини показали, що відбувається з цінами на бензин, дизель та автогаз
Сирський прокоментував скандал навколо переведення авіаційних фахівців у піхоту
Долари не обміняють: працюють жорсткі заборони купівлі та продажу валюти
Итак, если кратко описать, то на заваливание существующего государственного строя работают все активные игроки и их фигуры, кроме команды А.Лукашенко. Очевидно, на чьей стороне сейчас перевес сил, причем дисбаланс с каждым месяцем нарастает. Потребительская паника, валютный коллапс, паранойя силовиков, теракт в метро только увеличивают нагрузку на государственное здание.
Важно понимать еще одно обстоятельство: президент, подобно атланту, взвалил на себя всю ответственность за страну, что, пожалуй, было оправданным решением в условиях катастрофы советской империи. Но подобная модель, как и любая авторитарная, несет в себе значительные долгосрочные риски: форс-мажорный уход со сцены «атланта» неизбежно влечет за собой обрушение всего государственного механизма, выстроенного под конкретные персоналии. Чтобы снизить эти риски, следовало заранее создавать новые механизмы легитимации и преемственности власти, как это сделал в свое время Франсиско Франко.
{advert=2}
Впрочем, сейчас это уже почти неважно, так как белорусская государственность грозит вот-вот рассыпаться в пыль. И каждый из нас может поспособствовать или воспрепятствовать этому процессу, а может продолжить пережевывание попкорна.
Можно ли избежать государственного краха?
Крах — это не обязательно буквальная ликвидация Республики Беларусь, возможна просто экономическая и политическая деградация страны до уровня, например, Молдовы. Удержать Беларусь от подобного развития событий можно только одним способом — срочно увеличивая количество его подпорок, создавая новые контрфорсы. На самом деле имеется немало сил, являющихся сейчас статистами, но которые можно было бы отмобилизовать на борьбу за спасение белорусского государства. Перечислим некоторые из них:
1) Патриотическая общественность. Речь идет вовсе не об идеологах на государственных окладах и не о штатных «патриотах» из БРСМ, которые наверняка уже подсчитывают барыши от будущей приватизации, а о простых незаангажированных людях, которым не безразлична судьба своей страны. Плохо, что наша власть боится любых проявлений гражданского общества, а ведь его поддержка дорогого стоит. Именно раздача миллиона автоматов своим гражданам позволяет Каддафи до сих пор успешно противостоять военной машине НАТО. По моим наблюдениям, поддержку государственной власти сейчас готовы оказать очень многие люди, которые никогда ее не любили даже из эстетических соображений. Они понимают, что речь идет о выживании страны, и теперь уже не до споров о вкусе и цвете.
2) Белорусский бизнес. Конечно, ресурсов у него сравнительно немного, да и большой любви к нашей власти он не испытывает. В то же время белорусские бизнесмены прекрасно понимают, что крах государственного механизма ничего хорошего не принесет и им самим. Впереди только изнурительная конкуренция с российским и мировым капиталом без малейших шансов на успех или же экономическая эмиграция, которая, кстати, уже идет полным ходом. Если белорусская власть перестанет брезговать «нэпманами и торгашами» и сумеет задействовать этот потенциал, то выгода может быть обоюдной, а главное — выиграет вся Беларусь.
3) Соседние страны. Восточноевропейские соседи сейчас стараются не лезть в белорусские дела, дабы не портить отношения с Брюсселем и Москвой. Подобная выжидательная позиция характерна для стран бывшего Великого Княжества Литовского и др. Вовсе не обязательно просить их ввести свои танки в Беларусь, как это сделал недавно Бахрейн. Есть и другие методы: не секрет, что во всех странах бывшего СССР живет огромное количество людей, симпатизирующих и переживающих за Беларусь. Грех не использовать этот ресурс для мобилизации международной поддержки нашего государства.
Это то, что нужно делать «по уму», чтобы гарантированно выжить, не полагаясь на «авось»: усилия патриотической общественности уравновесили бы деструктивную активность внутрибелорусских игроков, а опора на национальный бизнес и региональную солидарность помогла бы выстоять против внешнего давления.
Но белорусская власть пока отказывается от поиска союзников и уходит в глухую оборону, что заранее является проигрышной стратегией. Все остальные ее действия носят характер бесцельного ситуативного реагирования и, как в цугцванге, только ухудшают ее непростое положение. Заведомо невыполнимые и взаимоисключающие лозунги типа недопущения девальвации и скорого выхода на равновесный курс рубля, обеспечения социальной защиты, быстрого повышения жизненного уровня и проведения масштабной приватизации еще больше дискредитируют государственные институты в глазах общества. Шараханья типа повышения цен на бензин и последующего их снижения — характерная ошибка, обнажающая слабость власти, идущей на поводу у консьюмеристской абстиненции общества.
В то же время нельзя сказать, что сценарий силового удержания контроля над ситуацией, который сейчас использует белорусская власть, абсолютно бесперспективен. Все-таки административный ресурс у власти действительно накоплен значительный, да и аналитический аппарат у нее тоже достаточно мощный. Надо отдать должное — именно таким путем удалось сбить волну РЧСС, по крайней мере, временно. Если полученную передышку использовать на создание вышеперечисленных дополнительных подпорок государственной стабильности, то разрушительные процессы можно было бы остановить и даже обратить вспять.
Вообще, как сказано выше, сидение в бункере губительно для любого индоевропейского народа и ведет к его вымиранию. Только активные атакующие экспансионистские действия, нацеленные на достижение масштабных и великих целей, является проявлением полноценной жизни европейского духа. Культивирование пассионарного, героического, в чем-то даже милитаристского стиля — насущная потребность для выживания наших будущих поколений. И это тоже должно стать заботой нашего государства.
Надо ли нам Республика Беларусь?
Читатель, уставший и озлобленный на власть и лично на Лукашенко, вправе спросить: «Так а в чем же выгода от сохранения стабильности жесткого белорусского государства?» Дело в том, уважаемый читатель, что кризисные явления терзают сейчас не только Беларусь. Россия, Украина и вся Европа сейчас сами находятся на грани коллапса и социального взрыва. Речь не только о PIGS, деиндустриализации бывшего СССР и прочих экономических превратностях. На наших глазах разворачивается катастрофа всего так называемого либерального мироустройства с его мультикультурализмом и консьюмеризмом, породившим ненависть и презрение к себе у огромного количества людей.
Причем кровь уже льется рекой: приморские и норвежские партизаны, многочисленные подрывники и террористы — это только начало. В России, согласно свежему опросу, проведенному РАН, 72% (!) россиян готовы взяться за оружие, чтобы перестрелять собственную продажную власть. В Украине, полагаю, ситуация обстоит еще острее. О какой стабильности и легитимности властей этих стран может идти речь?
В Европе ситуация не лучше. Как известно, европейская демократия считает себя впереди планеты всей. Однако это не мешает тамошней политической элите грудью защищать убийц и насильников от заслуженной смертной казни вопреки общественному мнению своих народов или навязывать политику мультикультурализма, одновременно признавая ее полный крах. Именно эта двуличность и провоцирует регулярные взрывы и погромы в европейских городах, вплоть до свежей норвежской бойни. Здесь полезно вспомнить и противоположный пример Израиля, который без лишних реверансов проводит политику апартеида, разрешает ношение гражданами оружия, да и институт смертной казни ликвидировать не собирается.
{advert=3}
Итак, не факт, что полуистлевшие ЕС и РФ переживут наш «кровавый режим». Как говорят белорусы: «Пакуль тоўсты сохне, худы здохне». Возможно, «жирок» государственной устойчивости нашей «диктатуры» окажется потолще, чем у многочисленных «старших братьев» с Запада и Востока. Того и гляди, доведется белорусским десантникам выполнять интернациональный долг где-нибудь в норвежских фьордах, чтобы потомки викингов смогли наконец-то вздернуть своих брейвиков «под сенью дружеских штыков».
Но, если серьезно, ситуация действительно аховая: белорусский этюд — лишь незначительный эпизод в глобальной партии, разыгрываемой на евразийской шахматной доске. Причем фигуры расставлены таким образом, чтобы в ближайшее время погрузить весь континент в пучину контролируемого хаоса, управление которым всегда предпочтительнее в силу своей дешевизны и эффективности.
Сейчас ситуация зависла в состоянии неопределенности, и даже соломинка способна переломить спину верблюду. Подумай об этом, дорогой читатель, когда услышишь очередные призывы ввести голубые каски в нашу с тобой страну.