Сегодня президент Реджеп Эрдоган сделал важное заявление, что Турция начала военную операцию в Сирии, чтобы положить конец правлению сирийского президента Башара Асада.
«По моим оценкам, около миллиона человек погибли в Сирии. Эти смерти все еще продолжаются… Где Организация Объединенных Наций? Что она делает? Она в Ираке? Нет. Мы призывали проявлять терпение, но в конце концов мы не выдержали и вынуждены были войти в Сирию вместе со Свободной сирийской армией», — заявил Эрдоган.
Он также добавил, что турецкие войска никоим образом не претендуют на сирийскую землю и находятся там для установления справедливости.
«Почему мы вошли? Мы не претендуем на сирийскую землю. Вопрос в том, чтобы земля была отдана настоящим хозяевам. Иными словами, мы там для установления справедливости. Мы вошли туда, чтобы положить конец правлению тирана Асада, который установил государственный террор. Мы не входили по какой-то другой причине», — подчеркнул президент Турции.
Зачем Турция вошла на север Сирии?
Турецкие войска там уже несколько месяцев с момента как началась операция «Щит Ефрата» в конце августа 2016 года. Турки создают 20 км буферную зону, чтобы не допустить занятие сирийскими курдами территории, откуда бежали арабы-сунниты и туркоманы , когда начались бои с ИГИЛ и Асадом.
Туркам важно не допустить, чтобы курды не расширили жизненное пространство, потому что возникнет угроза выхода к Средиземному морю курдами, что сделает их полностью самостоятельными и позволит продавать нефть без посредников. С учетом количества курдов на территории Турции это будет огромной проблемой. Поэтому Турция действует на опережение.
Ни о каком свержении Асада Турцией речь не идет, поскольку это означало бы конец тактического маневра Эрдогана с Россией.
В принципе я летом говорил, что стороны конфликта в конце концов разграничат сферы влияния, которые закрепят их в форме мирного договора. Этот ход может быть свидетельством такого процесса.
В отношении Сирии в конце концов появится свой Минск-2, где стороны попытаются закрепить автономии за своими сферами влияния. Только реализовать такой договор будет еще сложнее, чем в Украине, учитывая сложность отношений между конфессиональными группами, фактор войны с 2011 года и количество мощных региональных (Иран, саудиты, Катар, Египет, ОАЭ, Турция, ИГИЛ, Израиль, курды и т.д.) и глобальных ( США, Россия, Европа) игроков, вовлеченных в эту проблему.
Еще не стоит забывать, что Эрдоган может сделать такие заявления для внутреннего пользователя, как Путин делает заявления по Украине. Дело в том, что Эрдоган смотрит на эти территории также, как Путин смотрит на Украину, т.е. как на свой задний двор. Собственно, потому Турция так возмущалась, что Россия влезла в Сирию.
Так что никакого свержения Асада армией Турции не будет. Турция не будет нарываться на Россию без гарантий НАТО, а какие у НАТО гарантии турки убедились год назад, когда сбили русский Су-24. Так что Эрдоган просто так по-иезуитски отметил годовщину уничтожения российского бомбардировщика. 🙂
У меня все.