При этом Дели делает ставку как на увеличение своего веса на международной арене, усиление активности в международных организациях (являясь в 2011 году непостоянным членом Совбеза ООН и инициируя, не смотря на протесты Пакистана, вопрос исключения Кашмира из списка самых острых нерешенных кoнфликтoв в мире – соответствующее решение ООН должна принять этой осенью; выступая в ВТО, часто в тандеме с Бразилией, в качестве оппонента западным державам; в МАГАТЭ – как одна из немногих развивающихся стран с независимой политикой в ядерной энергетике), а также на двустороннее сотрудничество, в том числе военно-техническое, с широким кругом стран, и наращивание собственного оборонного потенциала. Собственно, такая политика зафиксирована в индийской Конституции, которая гласит: «Оборонная политика должна быть направлена на сохранение прочного мира на континенте посредством переговоров и сотрудничества между различными государствами региона и одновременно на поддержание армии в высокой степени боевой готовности с целью отпора любой военной агрессии».

Относительно двустороннего сотрудничества стоит сразу сделать оговорку: Индия, развивая торговые связи с ведущими мировыми игроками, уже давно не рассматривает Россию в качестве «главного друга» (хотя Москва по прежнему считает Дели своим основным партнером в регионе). Об этом свидетельствуют цифры: на данный момент товарооборот между Россией и Индией не превышает 4 млрд. долларов (при этом сами российские аналитики указывают, что в ближайшей перспективе тенденции к его увеличению не наблюдается). Тогда как, например, товарооборот Индии и США приближается к 30 млрд. долларов. В России также встревожены тем, что за последние годы структура товарообмена носит для России «регрессивный» характер — резко снизилась доля технической продукции на фоне увеличения доли сырья в российском экспорте.

Особенно россияне встревожены возникновением проблем в военно-техническом сотрудничестве, при том, что еще совсем недавно Индия казалась прочно «завязанной» на российских вооружениях (доля российских ВВТ в индийском импорте за период 2006-2010 гг составила 82%). Совсем свежим примером является история с закупкой индийцами российских истребителей: скандал вспыхнул в апреле этого года, когда Индия отказалась заказывать в России 126 самолетов МиГ-35 (контракт на общую сумму около $11 миллиардов), открыв возможность для поставок европейской авиатехники. Стоит понимать, что для Москвы это сотрудничество играет огромную роль: Россия в 2010 году, по официальным данным, только по линии «Рособоронэкспорта» продала вооружения на сумму в 8,6 млрд долларов, при этом именно Индия была крупнейшим покупателем российского оружия (а в целом РФ, по данным SIPRI, экспортировала в Азию 67% всех своих продаваемых вооружений). Потому ускользание Индии является едва ли не трагедией для российской оборонки.

Впрочем, последняя сама внесла серьезный вклад в развитие нынешней ситуации. Ведь речь идет в первую очередь даже не о большой политике, а о коммерческой целесообразности: еще в апреле 2001 года в парламентском отчете Индии было заявлено, что Россия отказалась от политики «дружественных цен» и бартерных соглашений. Вместе с высокими комиссионными сборами это стало препятствием для экспорта российских вооружений в Индию, потому последняя и заявила об ориентации на широкий круг поставщиков. К этому добавились задержки с выполнением россиянами некоторых важных для Индии контрактов. Таким образом, еще 10 лет назад можно было прогнозировать резкое расширение присутствия на индийском рынке прежде всего европейских стран (в первую очередь давно интересующейся этим рынком Франции) и Израиля, «положивших глаз» на индийских потребителей вооружений. При этом на тот момент ЕС как раз ввел санкции против индийцев, однако они касались лишь поставок оборудования, связанного с производством ядерного оружия (что интересно, против Пакистана Европа эмбарго не вводила).

Между тем, Индия является весьма перспективным клиентом на мировом рынке вооружений. Эта страна возглавила пятерку крупнейших импортеров оружия по данным за 2006-2010 годы. По данным SIPRI, в этот период на долю Индии пришлось 9% общих объемов глобальных поставок вооружения. И, наращивая оборонную мощь, Дели лишь увеличивает оборонные расходы. Так, зимой этого года правительство Индии приняло решение значительно увеличить военный бюджет 2011-2012 финансового года (финансовый год в Индии начинается 1 апреля и завершается 31 марта следующего года). В частности, министерство обороны Индии должно было получить 560 миллиардов рупий (12,4 миллиарда долларов), при бюджете 2010-2011 финансового года в 450 миллиардов рупий.

Однако реальность превзошла все ожидания индийских военных. В марте 2011 года министр финансов Индии Пранаб Мукерджи представил в парламенте проект бюджета на 2011–2012 год, согласно которому на нужды армии должно быть затрачено 36,28 млрд. долл. По мнению международных аналитических центров, столь резко увеличить военный бюджет Индию подстегнули ряд факторов:

во-первых, брошенный Китаем «стратегический вызов» (КНР определила свои военные расходы в 2010 году в 78 млрд. долл);

во-вторых, оформляющаяся концепция использования индийских ВС, которые должны быть способными одновременно вести боевые действия на двух ТВД – против Китая и против Пакистана;

в-третьих, стремление Дели наращивать военное присутствие в Индийском океане с достижением баланса с китайскими ВМС;

в-четвертых, оценки нынешнего состояния ВВТ в ВС Индии: около 70% вооружений и военной техники эксплуатируются более 20 лет, устарев морально (а порядка 50% — и физически);

в-пятых, рост ВВП Индии, позволяющий увеличить военные расходы без создания их «критической массы» в бюджете страны.

Свою роль в росте опасений Индии по поводу усиления китайской военной мощи, очевидно, сыграли и публикации сайта WikiLeaks. В частности, из дипломатической переписки США стало ясным, что Китай не допускает возможности контроля и ограничения своего ядерного потенциала (подобные заявления, по данным американских дипломатов, делали заместитель начальника генерального штаба Народно-освободительной армии Китая Ма Сяотянь и помощник министра иностранных дел КНР Хэ Яфэй. По данным Лондонского института стратегических исследований, Китай на сегодня обладает серьезным ядерным арсеналом в 90 межконтинентальных баллистических ракет и 400 ракет среднего радиуса действия с ядерными боеголовками. Данную ситуацию Индия считает прямой угрозой своей военной безопасности.

Популярні новини зараз

Сильний вітер та дощ: мешканців Київської області попередили про небезпечну погоду

АЗС показали, скільки коштують бензин, дизель та автогаз в Одеській та Львівській областях

Від розвідувальних БпЛА до гранатометів: деталі нового пакету допомоги Україні від Німеччини

Україна не отримає €5 млрд з прибутку від заморожених російських активів - ЗМІ

Показати ще

Согласно структуре военного бюджета Индии на 2011-2012 гг, основная его часть — 350 миллиардов рупий — пойдет на завершение военно-технических проектов, начатых в прошлые годы. Среди них наиболее важной является комплексная программа модернизации Вооруженных сил Индии, которая предусматривает модернизацию имеющихся и закупку новых вооружений, объем финансирования которой до 2016 года составит 200 миллиардов долларов. В рамках этой программы проводятся международные тендеры на весьма впечатляющие контракты на поставку подводных лодок, подводных роботов, БПЛА, истребителей, ударных и транспортных вертолетов, десантных катеров.

В целом, согласно опубликованным данным по программе модернизации Вооруженных сил Индии, выделяемые до 2016 г 200 млрд долл будут распределены следующим образом.

Порядка 100 миллиардов долларов – на ВВС. Предусмотрена полная замена парка вертолетов и транспортной авиации, а также замена половины парка истребительной авиации. Планируется закупить значительное количество истребителей, в том числе отечественной разработки Tejas LCA, которые заменят советские МиГ-21, и довести общее число самолетов до 900 штук в составе 45 боевых эскадрилий. (по данным СМИ, за прошедший год индийские ВВС из-за списания непригодных для дальнейшего использования самолетов вынуждены были сократить более 5 боевых эскадрилий). Программа переоснащения военно-транспортной и патрульной авиации предусматривает закупку на сумму более 2,5 миллиарда долларов 10 военно-транспортных C-17 Globemaster III у американского концерна Boeing.

Также будут закупаться патрульные самолеты P-8I Poseidon, которые сменят устаревшие российские Ту-142. Также в планах — закупка современных БПЛА и создание собственной группировки космических аппаратов военного назначения.

Относительно развития ПВОПРО, то Индия, как и многие страны с крупными военными бюджетами, в контексте развертывания американцами системы ПРО заявила о собственной амбициозной программе. При модернизации имеющихся на вооружении собственных зенитно-ракетных систем и закупке новых образцов (ЗРК «Akash» и «Trishul»), индийцы заявляли об усилении системы ПВО (ПРО) закупленными в России С-300 и новыми С-400 и объединении их в одну систему с РЛС дальнего обнаружения израильского производства «Green Pine». На данный момент официально заявлено, что к 2015 году будет сформировано восемь ракетных дивизионов, вооруженных ЗРК «Akash» (производства индийской Bharat Electronics), при этом первый дивизион заступит на боевое дежурство уже в 2011 году. Стоимость проекта — 1,3 миллиарда долларов, из которых основная часть — 1,17 млрд долларов — пойдет на закупку 1000 ракет «Akash».

По плану модернизации ВМС запланировано в 2012-2015 гг принятие на вооружение авианосцев, подводных лодок и корветов-невидимок собственной разработки.

В качестве «ракетного ответа» Китаю запланировано на протяжении 2011-2012 гг принятие на вооружение баллистических ракет «Agni-III» с дальностью полета 3,5 тысячи километров. Также в нынешнем году планируются испытания баллистической ракеты «Agni-V» с дальностью до 5000 километров, накрывающей и Китай, и Пакистан.

Сухопутные войска должны получить новые танки, ракетные комплексы, боевые бронированные машины и артиллерийские системы как собственного производства, так и закупленные за рубежом.

Таким образом, нынешняя ситуация с наращиванием Индией объемов импорта вооружений, ее политика в осуществлении военно-технического сотрудничества, а равно существующие планы обновления индийских ВС открывают широкие возможности и для Украины.

Некоторые из этих возможностей используются уже сегодня. Сразу стоит заметить, что в свое время в России (и не только в ней) были абсолютно уверены, что индийский рынок вооружений для Украины закрыт (в частности, после продажи Пакистану крупной партии танков Т-80УД и участии в производстве пакистанского танка Al Khalid, а также развития военно-технического сотрудничества с Китаем). Однако Киев, расширяя сотрудничество с потенциальными противниками Индии, все же нашел выходы на Дели.

На сегодня широко известно о выполнении Украиной контракта, подписанного в 2009 году между Минобороны Индии и «дочкой» госкомпании «Укрспецэкспорт» — компанией «Спецтехноэкспорт» на сумму около 400 млн долл, на ремонт и модернизацию 105 машин Ан-32 индийских ВВС. Этот контракт, кстати, стал вторым по объему в истории украинского военно-технического сотрудничества в независимой Украине, после подписанного в 1996 году контракта на 650 млн долл. на поставку 320 танков Т-80УД в Пакистан, и на сегодня его опередил только нынешний контракт с Ираком на 500 млн долл. В мае этого года Украина передала Индии первую партию модернизированных Ан-32, одновременно индийцам было отгружено оборудование для развития авиаремонтных мощностей в Республике Индия. К концу 2011 года запланирована передача заказчику еще 10 модернизированных Ан-32, сообщили в госкомпании.

Насчет сотрудничества по авиатехнике стоит сделать несколько замечаний. Киев, понимая перспективность индийских заказов, пытался сыграть именно в этой сфере, предложив Дели весной 2010 года начать совместную разработку военно-транспортного самолета средней грузоподъемности. По данным индийских военных, военно-транспортный самолет мог бы быть разработан на базе ближнемагистрального пассажирского лайнера Ан-148. Предположительно, грузоподъемность нового транспортного самолета составит 10-12 тонн, и он мог бы заменить устаревшие Ан-32, грузоподъемность которых составляет 7,5 тонн.

Вместе с тем, сомнительно, что этот проект будет реализован: на вооружении Индии сейчас находятся советские военно-транспортные Ил-76 и Ан-32, которые в перспективе планируется заменить на американские Boeing C-17 Globemaster III и Lockhed Martin C-130J Super Hercules грузоподъемностью 77 и 20 тонн соответственно. Реальную конкуренцию им мог бы составить украино-российский Ан-70, но будущее этой машины, как известно, туманно, тогда как Индия обновляет парк своих ВВС уже сегодня. Да и в любом случае при нынешних раскладах продажей Ан-70 будет заниматься Россия, потому о собственно украино-индийском сотрудничестве речь здесь не идет.

Не менее активно Киев пытается протиснуться на индийский бронетанковый рынок. Зимой 2010 года Украина и Индия подтвердили взаимную готовность к налаживанию сотрудничества в модернизации парка боевых машин пехоты БМП-2 в составе Сухопутных войск Индии. В ходе проходящего в Бангалоре (Индия) Международной авиакосмической выставки AeroIndia-2011, дочернее предприятие государственной компании «Укрспецэкспорт» — ГХВП «Спецтехноэкспорт» — и Индийская организация оборонных исследований и разработок (DRDO) подписали контракт на поставку индийской стороне пробной партии украинских двухтактных композитных двигателей 3ТД-2 для индийской бронетехники. После совместных испытаний украинского двигателя в Индии будет принято окончательное решение о масштабе и формате налаживаемого сотрудничества, — не исключается даже создание совместного предприятия. По сравнению с уставленным на БМП-2 производившимся в России двигателем УТД-20 мощностью 280 л.с. разработанный Харьковским конструкторским бюро двигателестроения 3ТД-2 имеет мощность 400 л.с, а также лучшие эксплуатационные характеристики в условиях высоких температур. Согласно предварительным данным, общая потребность Индии в модернизированных двигателях для БМП-2 оценивается в около 2 тыс. шт.

Однако модернизацией, похоже, Украине придется и ограничиться. На танковый рынок Индии украинским танкостроителям точно ходу нет – здесь реализовываются старые контракты с Россией, а также собственная программа производства танка Arjun. Первые 310 российских танков Т-90 Индия заказала в 2001 году (причиной этого назывли задержку разработки собственного основного боевого танка Arjun и покупку Пакистаном танков у Украины), из них186 танков были собраны на машиностроительном заводе вблизи города Мадрас. В 2007 году Индия приобрела еще 347 танков. Как ожидается, в 2014-2019 годах Индия купит еще 600 единиц Т-90С. При этом в 2009 году индийцы начали производить российские танки по лицензии.

Впрочем, Украина может попытаться выйти на индийский рынок со своими боевыми бронированными машинами (ББМ) типа БТР-3Е и БТР-4 и семейством различных «боевых» модификаций на базе гусеничного МТ-ЛБ, в которых также нуждаются индийские ВС. Кроме того, пока что никто не пробовал завести речь о возможных поставках в Индию украинских (и украино-белорусских) противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) и зенитно-ракетных комплексов (ЗРК). А эти вооружения, демонстрируемые на последних выставках ВВТ, при их достойных ТТХ и низкой стоимости, пора бы уже активно продвигать на внешний рынок.

И, наконец, последнее направление, на которое стоит обратить внимание, и которое может принести наибольшие прибыли – военно-морская техника. Здесь Индия традиционно ориентируется на Россию. Но, как показывает опыт, эта зависимость постепенно уходит в прошлое.