Государство Ататюрка пало, лишь 7 лет не до жив до своего 100-летнего юбилея. Кемаль Ататюрк, основоположник современного светского государства Турции, всем сердцем желал Турции быть демократическим и светским государством Европы. Будучи генералом, он обязал армию быть защитником демократии и светского характера государства. И каждый раз, когда правители Турции пытались свернуть с пути в Европу, армия свергала подобных личностей.
Реджеп Тайип Эрдоган, добившись власти и не желая с нею делится, неумолимо и последовательно боролся с армией, а значит и делал всё для демонтажа государства, построенного Ататюрком. Генералитету со всех сторон обрезали концы. Референдумом лишили армию полномочий следить за демократией, сняли неприкосновенность с людей, ответственных за свержения.
Армия сопротивлялась. В 2003м часть офицеров готовила попытку государственного переворота, однако была разоблачена до реализации. Проведены многочисленные суды, в ходе которых 3 генерала и более 300 высших офицеров признаны виновными и осуждены до 20 лет тюрьмы.
Тем временем менялась и обустройство самой Турции. Из парламентской республики она превратилась в президентскую. Из светского государства с сильными секулярными законами стала слабо-религиозным, где большинство традиций ислама возвратилось в обиход.
Государство Ататюка могло умереть тихо и незаметно, обессилив от борьбы с Эрдоганом. Но, предчувствуя свою скорую смерть, армия предприняла свою последнюю попытку дать выжить ататюркискому устройству.
15 июля 2016 года армия начала свергать президента и первые несколько часов у неё получалось. Борясь за демократию, повстанцы, почему-то вместо открытости решили заблокировать интернет-ресурсы, вместо диалога с народом, ограничились лишь невнятным заявлением, вместо медийных лиц переворота, ограничились лишь эфемерным «армия». Ко всему прочему, повстанцы не смогли заручится поддержкой ни одной и партий парламента, даже оппозиционной, никем крупным из бизнес-элиты, ни с одним медиа. Что печальнее, не смогли заручится большинством силовиков, будь то полиция, спец-силы или даже большинства армейской верхушки. Совершив такие фатальные ошибки, переворот был обречён и в любом случае продержался бы недолго. Может, несколько дней.
И хоть правление Эрдогана было не самым позитивным, несмотря на то, что Реджеп несколько лет назад жестоко подавлял демонстрации, народ вышел на улицы и поддержал свою власть. Оглядываясь назад, могу уверенно сказать, если бы люди Донецка вышли и не пустили бы Гиркина и его камарилью, бежавшую из Славянска – всё бы завершилось в тот день и не сидели бы сейчас дончане в оккупации.
Неудачное завершение переворота означает смерть государства Ататюрка, ибо армия сама больше никогда не будет защищать демократию. Можем констатировать: в 3 часа ночи по местному времени 16 июля 2016 года государство Ататюрка испустило дух. Аминь!
Турция умерла! Да здравствует Турция! Да, только какая?
Неужели всё так плохо? Давайте глянем на руины этого государства, что осталось жить? Надо сказать, что сам Ататюрк, основывая своё государство, явно создавал переходное устройство. Цель – Турция должна стать демократий. Кто прежде всего защитил Эрдогана? Им был народ. То есть демократия. Можно заявить, перефразируя знаменитую фразу: Ататюрк своё дело сделал, Ататюрк может уходить! Ибо своей цели он достиг.
Дело защиты демократии отныне принадлежит … самому народу! Собственно, как и любому другому государству в Европе. Более 90 лет, и из отсталого исламского государства, Турция окончательно стала демократией европейского образца! Добро пожаловать в Европу, Турция!
Что же будет дальше? Этого не знает никто. Однако народ Турции теперь сам ответственен за своё будущее. Опека на ним окончена, и окончена она в том числе и благодаря самому народу. Теперь защищаться от превращения путинскую клептократию или ваххабитское исламское государство должны сами турки!