Все о создании художественного панно из мозаики. С разбивкой по этапам. Увлекательно и правдиво.

Букет из ярких чувств радости восторга и умиления охватывает всякого зрителя, открывающего для себя удивительный мир изобразительного искусства.  В том случае, когда пытливый ум сталкивается с настоящим мозаичным панно хорошего качества, возникает еще и желание понять, как же оно сделано. И вся трагикомическая сложность и казусность  такого рода вопроса состоит в том, что ответить на него однозначно и просто в состоянии только профессиональный художник мозаичист, знающий о многочисленных сложностях, перипетиях  своей работы не понаслышке. Условно разбить процесс создания мозаичного панно можно на несколько этапов.

На первом этапе художник должен переосмыслить свое вдохновение в художественный замысел в пластических образах, то есть, говоря простым языком – создать эскиз. Который в свою очередь может быть создан в виде наброска или большой и тонко проработанной картины. Однако в таком виде он еще не может быть пригоден в качестве решения панно из мозаики, так как художественная идея, рожденная на бумаге, легкими и простыми средствами выражения в мозаике получит совсем другой вид и даже может потерять свой первоначальный замысел. Это и неудивительно: мозаика как средство выражения – чрезвычайно сложный вид изобразительного искусства.

Поэтому вторым этапом, является как раз это самое переосмысление идеи, ее трансформация в язык мозаичного искусства средствами все того же графитного карандаша. Так происходит создание подготовленного эскиза. На таком эскизе прорабатываются самые сложные участки мозаики или все мозаичное панно целиком, разбираются цвета, осмысливаются все важные моменты.  Отмечаются те участки панно, решение по которым можно будет принять только на следующем этапе – отрисовки картона или кальки.

Калька или картон создаются в размер будущего произведения. То есть в масштабе один к одному. К готовому картону, перенесенному с предшествовавшего эскиза, прикладываются различные цвета, таким образом, начинается новый этап – подбора цветовой палитры.

Подобранная цветовая палитра к той или иной части панно – очень важный и ответственный этап. К тому же эта палитра — точка отправного отсчета в работе с цветом. Живое доказательство того, с чего художник начал и к чему пришел. Такие доказательства хранятся до полного окончания работ и их приемки заказчиком, либо уничтожаются сразу (исходя из обстоятельств).  Палитра важна еще и потому, что дает представление о наличии того или иного материала в мастерской художника и о необходимости его закупки. Российские художники всем другим материалам обычно предпочитают материал итальянского производителя Sicis. Такова сложившаяся практика в этом узком сегменте художественного рынка.

После закупки необходимых материалов проводится их наколка в модуль. Для этого обычно используются различные алмазные и победитовые инструменты. Подготовленный модуль сортируется или смешивается в цветовые миксы для последующего набора.

Несомненно, самым сложным и протяженным является этап сборки панно. На этом очень длительном этапе становятся очевидны ошибки предыдущих этапов создания панно, и вспоминаются многочисленные ошибки молодости. Увы, в душе художники те же люди, а в жизни, как и большая часть населения центральной европейской части России – жулики.

А по окончании сборки мозаичного панно, в большинстве случаев, точнее, в тех из них, когда панно не отправляется на свалку, а художник в морг — неизбежно случается монтаж панно. По окончании монтажа из швов удаляются излишки клея, незаполненные полости расшиваются специальной затирочной смесью. Поверхность обязательно отмывается, и полируются для придания мозаике торжественного и наполненного смыслом вида.