Запад отказывается согласовывать внятные правила игры в Евроатлантике.
Об этом заявил в интервью Life News и «Известиям» министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, передает ТАСС.
«Все началось после того, как с развалом СССР, исчезновением Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи наши западные партнеры упустили исторический шанс обеспечить в Европе подлинно равную и неделимую безопасность, единое гуманитарное и экономическое пространство, — отметил Лавров. — Если бы тогда был взят курс на превращение ОБСЕ в настоящую организацию со своим уставом и зафиксированными в нем юридически обязательными гарантиями безопасности для всех членов организации, все могло бы пойти по-другому».
Вместо этого, констатировал он, ОБСЕ оставили «рыхлой» структурой без какого-либо устава и понятных правил функционирования многих ее институтов. «Наоборот, институты, не имевшие согласованного порядка работы, по словам наших западных партнеров и их усилиями, стали превращаться чуть ли не в золотой стандарт, — обратил внимание министр. — К примеру, знаменитое Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), которое занимается в том числе мониторингом выборов, должно заниматься и многим другим, включая ликвидацию безгражданства в Латвии и Эстонии».
По его словам, Вашингтон и его партнеры выступили против исследования основ работы БДИПЧ ОБСЕ, в результате на выборы в Россию хотели направить 500 наблюдателей, а в США — 10-15, которых с участков «прогнали поганой метлой».
«Эти несуразицы очевидны для всех. Тем не менее наши западные коллеги отказываются исправлять положение и согласовывать внятные правила игры», — заметил Лавров.
«Вместо того чтобы сделать ОБСЕ нормальной организацией, которая по-настоящему стала бы организацией по безопасности, обеспечивая безопасность всех, наши западные коллеги пошли по пути бездумного, безграничного расширения НАТО, прямо заявив нам, что юридические гарантии безопасности могут получить только те, кто вступит в Североатлантический альянс, — продолжил министр. — Было отвергнуто наше предложение заключить договор о евробезопасности, который такую возможность — обеспечить юридически свою безопасность и получить соответствующие гарантии — предоставлял бы всем странам, которые входят в НАТО и ОДКБ и которые сохраняют военно-политический нейтралитет».
Отвергнуто было и предложение разработать концепцию единого экономического и гуманитарного пространства, добавил он. «Со всеми другими тоже никто не собирался равноправно сотрудничать, потому что была изобретена программа «Восточного партнерства», которая была написана в Брюсселе, — сказал глава МИД РФ. — Ее предложили Армении, Азербайджану, Молдавии, Украине, Грузии и Белоруссии как уже завершенную вещь, она не подлежала переговорам: «Вот что мы можем вам с барского плеча предложить».
ЕС, напомнил Лавров, продолжал использовать «Восточное партнерство» «в интересах затягивания как можно ближе в европейские стандарты этих шести стран», причем затягивание игнорировало интересы России.
«Потом это прорвалось в ситуации с Украиной, когда прямо было сказано, что Евросоюз не хочет вести никаких переговоров о гармонизации экономических, торговых, инвестиционных отношений Украины с ЕС и Украины с Россией, — сказал глава дипведомства. — Президент Виктор Янукович, поняв, что он будет нести экономические потери, поскольку он нарушит свои обязательства по зоне свободной торговли СНГ, а мы будем вынуждены в качестве защитной меры вернуться от преференциальной меры к режиму наибольшего благоприятствования, как с любой другой страной ВТО, просто решил отложить на некоторое время подписание соглашения об ассоциации. Устроили «майдан» — переворот под этим предлогом».
Министр обратил внимание, что никто не собирается расследовать кровопролитие на «майдане» и многочисленные факты, указывавшие на тогдашних киевских оппозиционеров как на виновников всего этого.