Европейская Бизнес Ассоциация (ЕБА) оценивает колебания настроений бизнеса ежеквартально, начиная с 2008 года. В первом квартале 2015-го индекс инвестиционной привлекательности Украины, рассчитанный по методологии ЕБА, составил 2,51 балла из 5 возможных.
Это далеко не худший результат за историю исследований, но хуже среднего балла за 2014 год, пишет Апостроф. Явных изменений в январе-марте не произошло, вероятнее всего, из-за неоправданных ожиданий бизнеса относительно переформатирования правительства и в связи с недостатком реформ, отмечают эксперты ассоциации. Обескураживающий эффект на компании произвела и девальвация. «В первом квартале имели место значительные колебания курса гривны, что, в свою очередь, имело негативное влияние на экспортно-импортные операции и подорвало финансовую стабильность государства в целом»,– сказано в отчете ассоциации.
В бизнесе, как и прежде, просят упростить таможенные процедуры, реформировать судебную систему, снять технические барьеры в торговле, сделать понятным и открытым возмещение НДС. Вопросы также есть к регулированию земельных и валютных вопросов. Неудивительно, что в итоге 85% опрошенных бизнесменов заявили о неудовлетворительном состоянии инвестиционного климата в стране. При этом 46% руководителей компаний, принявших участие в опросе, сказали, что бизнес-климат стал даже хуже, чем в декабре 2014 года. Причем еще 47% высказавшихся не прогнозируют улучшения ситуации во втором квартале текущего года.
Тот факт, что индекс инвестиционной привлекательности не рухнул, в ЕБА поясняют наработками по дерегуляции бизнеса. Аграрным компаниям в этом плане повезло больше остальных. С фермеров сняли обязательство получать карантинный сертификат, им сократили сроки предоставления фитосанитарного сертификата, отменили 6 лицензий и 14 разрешительных документов. Бизнес также высоко оценил ликвидацию монопольного положения госпредприятия «Укрэкоресурсы», с которым все импортеры были обязаны заключать договор и платить за услуги утилизации тары и упаковки, которую компании завозили в страну. С другой стороны, по данным ЕБА, бизнес обращает внимание на низкие темпы дерегуляции. В частности, компании жалуются на хаотичность и поспешность в принятии решений органами государственной власти.
По словам исполнительного директора ассоциации Анны Деревянко, бизнес жалуется, в том числе, на непрогнозированную фискальную политику и медленные реформы, которые тормозит коррупция и неэффективность чиновников среднего звена: «Бизнес хочет видеть эффективную, справедливую и простую налоговую систему. Вообще, системность и предсказуемость политики государства – это то, чего очень не хватает инвесторам».
Несмотря на отстранение и последующее увольнение руководства Государственной фискальной службы, система продолжает работать, как и прежде. Налоговое давление участники опроса назвали одним из дестабилизирующих факторов. Эксперты говорят об отсутствии доверия между бизнесом и налоговиками. Поэтому чем меньше стороны будут пересекаться, тем больше будет пользы для экономики. По мнению управляющего партнера юридической компании Prove Group Владислава Кочкарова, есть смысл задуматься над тем, чтобы перенести обжалование решений налоговых органов с уровня областных управлений фискальной службы в Министерство финансов. Юрист полагает, что таким образом процедура рассмотрения споров ускорится, что позволит компаниям решать налоговые проблемы вне суда. Сегодня, не найдя компромисс с фискалами, бизнес вынужден обращаться в суд и месяцами обжаловать решения. Всего, по оценкам Кочкарова, в судах «зависли» дела на общую сумму порядка 90 млрд грн.
Председатель наблюдательного совета компании МТ-Инвест (оператор рынка слияний и поглощений) Мирослав Табахарнюк оценивает состояние бизнес-среды в стране намного пессимистичнее экспертов ЕБА. По его словам, основной критерий инвестпривлекательности – это количество реальных инвестиций, которые сокращаются: «Когда гремят пушки на востоке страны, говорить о каких-либо инвестициях не приходится. И это основная преграда». Говоря о покупке иностранными инвесторами активов в Украине, Мирослав Табахарнюк отметил, что если в первом квартале 2014 года еще было завершение по ранее согласованным сделкам, то сейчас рынок слияния и поглощения «просел» в разы: «Если рынок M&A в Европе рос в прошлом году и продолжил расти в первом квартале 2015 года, то у нас он падает. Причем падает и стоимость активов, и количество транзакций. А это и есть результат непривлекательного инвестиционного климата». По словам эксперта, сегодня бизнес пытается искать альтернативные варианты для развития вне Украины. В частности, речь идет покупке бизнеса в ЕС – Польше, Словакии, Чехии и странах Балтии, причем на это идут как иностранные компании, так и украинские, уточнил Табахарнюк.
Но не только война заставляет инвесторов задумываться о целесообразности работы в Украине. Как ранее заявил председатель Немецко-украинского форума Райнер Линднер, самая большая опасность для Украины в настоящее время – это инвестиционный кризис и потеря доверия со стороны зарубежных партнеров. «Борьба власти с олигархами – это внутреннее занятие, которое не решает будущее страны. Будущее зависит от того, сможет ли новое правительство сохранить доверие инвестора»,– убежден Линднер