«Я не отдавал приказ убивать или быть жестокими. Я не владею ими, я — президент, я не владею страной, поэтому они не мои войска. Существует разница между умышленной политикой репрессий и ошибками представителей власти. Существует огромная разница», — заявил Асад в интервью американскому телеканалу Эй-би-си.

Вашингтон ответил тут же. Сначала представитель Белого дома Джей Карни сказал, как отрезал: «Этим словам просто нельзя верить. Весь мир стал свидетелем того, что произошло в Сирии. США и многие, многие другие страны во всем мире, объединившиеся для того, чтобы осудить акты насилия в Сирии, совершенные правящим режимом Башара Асада, точно знают, что происходит и кто за это в ответе».

К добиванию сирийского лидера подключились и из Госдепа, пишет «Российская газета». Заместитель официального представителя внешнеполитического ведомства США Марк Тонер был максимально красноречивым. Местные СМИ ему в этому всячески помогали. Один из журналистов на брифинге попросил Тонера прокомментировать высказывания сирийского лидера и уточнить, не считает ли госдеп Асада сумасшедшим. И вот что прозвучало в ответ: «Я думаю, что, если судить по этому интервью, он (Асад — «РГ») производит впечатление человека, полностью оторвавшегося от реальности, от того, что происходит в его стране, и от жестоких расправ, учиняемых над сирийским народом. Это либо оторванность от реальности, либо пренебрежение ею, или же, как он сам сказал, сумасшествие. Я не знаю».

Неужели Асад и правда сошел с ума? Сомнительно. Более того, разбирающимся в ситуации в Сирии экспертам после выхода в эфир записанного интервью явно стало понятно, что как раз сейчас президент Сирии начал максимально трезво оценивать свое место на сирийском политическом Олимпе. Не исключено, что его оценки и раньше были не менее реалистичными. Но, похоже, только сейчас он решился сказать об этом вслух. Причем не сирийским, а американским журналистам. И этот факт также крайне показателен.

{advert=4}

Задолго до того, как в Сирии начались акции протеста, было понятно, что президент Асад далеко не такая уж самостоятельная политическая фигура. Вокруг него сконцентрировалось несколько кланов, которые контролировали и продолжают контролировать спецслужбы, правоохранительные органы, армию. Такова была и остается сирийская реальность. Это была своеобразная публичная тайна местных властей, о которой вслух предпочитали не говорить. Особенно во время визитов в Дамаск.

Нет сомнений, что эту тайну знают и в Вашингтоне. Не случайно ведь г-н Карни упомянул «многие страны», которые знают, что «происходит и кто за это в ответе». Трудно согласиться с заявлением г-на Тонера о том, что Асад производит «впечатление человека, полностью оторвавшегося от реальности». Президент Сирии был бы таковым, если бы сразу отдал страну на растерзание революционерам. Гражданской войны с огромным количеством человеческих жертв было бы не избежать. Это более чем очевидно. Ливийский сценарий по количеству пролитой крови оказался бы многократно гуманнее сирийской бойни.

В чем действительно можно и стоит упрекнуть Асада, так это в слишком скупом общении с умеренной оппозицией. Недовольных на улицах сирийских городов было бы куда меньше, если бы Дамаск не только на словах, но и на деле начал реальную политическую реформу. Но этого не случилось. Впрочем, со связанными кланами руками что-либо менять в Сирии практически нереально. И это также отлично понимают в Вашингтоне. Поэтому так откровенно и предлагали Асаду покинуть свой пост. Только кто придет ему на смену? Египетский вариант, где в результате честных выборов к власти пришли далеко не только умеренные исламисты, устраивает Белый дом? Или американцы уже подготовили свою кандидатуру?