Цель проекта включала две задачи. Во-первых, исследователи должны были разработать подходящую последовательность печати для специального принтера. Во-вторых, очевидно, самой значительной задачей было изобретение чернил, являвшихся биологическими, со структурой, как у живой ткани, но которые в то же время все же можно было использовать для печати.

«Смешения подходящих ингредиентов недостаточно. Клетки растут случайным образом, бессистемно, и они не станут жизнеспособной тканью», объясняет профессор Матиас Лутольф, руководитель лаборатории, где разрабатывались чернила.

Чтобы клетки функционировали, как настоящая живая ткань, их необходимо выращивать в среде, помогающей им действовать, соответственно, как единое целое. В живой ткани ориентиры среды обеспечиваются тем, что называется сложным внеклеточным матриксом, или СВМ. Последний, как правило, состоит из молекул, которые активизируют клеточные процессы, такие как пролиферация, миграция, дифференциация и смерть.

Исследователям удалось воссоздать такой матрикс при помощи разработки уникального геля из обогащенного кальция. Гель служил основой и обеспечивал, чтоб при падении каждой капли чернил на поверхность она прилипала и сохраняла первоначальную форму, вместо того чтоб растекаться.

«Различные элементы ткани не смешиваются неконтролируемо, — отметил Юрген Брюггер, ведущий исследователь проекта. — Прежде всего, материал полимеризируется быстрее и становится гибким и податливым, что дает нам возможность собирать вместе несколько слоев и предусматривать строительные каналы, которые необходимы для протекания жидкостей, введения питательных веществ и удаления отходов».

Иными словами, с помощью соответствующей последовательности печати гель служил и как структура для клеток для формирования ткани, и как основа для доставки их в виде чернил.

Брюггер поспешил отметить, что технология еще пока далека от производства настоящей живой человеческой ткани, озвучивая информацию: «Строго говоря, мы еще не создали ткань. На этом этапе мы основательно изучили способ, с помощью которого можно конструировать биологические материалы в трех измерениях; это исследование даст толчок выращиванию клеток вне организма и, в конечном итоге, будет использоваться как основа для создания тканей».

Однако этот научный прорыв нельзя недооценивать. На данном этапе исследований встает скорее вопрос, когда в полной мере будет реализована технология, а не будет ли она реализована вообще. Но некоторые могут задаться более глубоким вопросом: зачем?

Преимущества создания искусственной живой ткани из струйного принтера в том, что это даст возможность для более эффективного и контролируемого испытания новых лекарств. Потому в скором времени борцы за права животных будут уверены, что ученым больше не нужны испытания на братьях наших меньших до того, как передать новый медицинский препарат для массового использования людьми, пишет MNN.