По крайней мере, ни одного официального сообщения на «украинскую» тему не последовало. Источник в дипкругах также сообщил «Сегодня», что никакой информации о решениях по Украине нет. Хотя до саммита Украина-ЕС осталась лишь неделя.

«Европе не до Украины, — объясняет немецкий политолог Александр Рар. — Еще никогда такого не было, чтобы Евросоюзу приходилось принимать столько кардинальных решений о себе. Раньше все время занимались ситуациями вокруг Евросоюза — то Северной Африкой, то еще чем-то, — а тут надо принимать решения о спасении себя. Руководители ЕС и ведущих стран ночами не спят, думают над тем, как спасти ЕС и еврозону. Все горит — Греция, Италия, Испания, Португалия; Великобритания фактически выходит из Евросоюза. Украиной сейчас занимаются только третьестепенные чиновники. И Россией, кстати, тоже».

Тем временем сегодня в Киев приедет еврокомиссар Штефан Фюле — фигура не «третьего плана». По словам источника в дипкругах, еврокомиссар будет обговаривать с руководством Украины вопросы выхода из ситуации, чтобы саммит Украина-ЕС 19 декабря не оказался бесплодным. Впрочем, по словам Рара, шансы на спасение саммита невелики: «Украине не дают перспективы вхождения в ЕС, мотивируя тем, что даже Польша не имела такого обещания, потому и Украина не может претендовать. А Украина без такой фразы в договоре об ассоциации подписывать его не хочет».

«И я бы не преувеличивал значение визита Фюле, — добавляет Рар. — Это, конечно, не «третьестепенная» фигура, но его должность — комиссар по вопросам расширения Евросоюза, то есть ездить по странам-партнерам — его задача. В Сербию он уже отъездился, о Молдове забыли, так что ему сейчас, кроме Украины, и ездить некуда. Что касается реального влияния Фюле… В ЕС 27 комиссаров, и Штефану с его должности сложно повлиять на страны, которые являются донорами Евросоюза и слово которых является решающим. Это всегда было нелегко, а сейчас до Ангелы Меркель по таким вопросам как Украина просто не достучаться. Активно лоббирует Украину только Польша, но она даже не член еврозоны, потому ее голос слаб».

{advert=4}

В отличие от европейцев, в Украине преобладают оптимисты. «Не то, чтобы Европе не до Украины, просто там не могут определиться, как с нами быть, — считает нардеп-нунсовец Олесь Доний. — Там всегда считали, что достаточно указать Януковичу на желание ЕС остановить политрепрессии в Украине, и он пойдет на это. Они не ожидали, что Тимошенко на свободе для Януковича страшнее испорченных отношений с ЕС. Фактически ЕС едва ли не впервые терпит геополитическое поражение в переговорах с более слабой стороной, и ему не так просто перестроиться. Но на данный момент в Европе преобладает мнение, что лучше подписать договор с Украиной, но с отсрочкой ратификации».

«На саммите все должно закончиться положительно для Украины, — говорит первый зампредседателя фракции Партии регионов Михаил Чечетов. — На нас сейчас даже косвенно играет ситуация в России — у желающих пошатнуть ее позиции появился хороший шанс ослабить ее, оторвав Украину. И хотя объективно мы не можем радоваться ослаблению России, в данный момент интересы ее противников сошлись с нашими».

Однако политолог Владимир Корнилов согласен с немецким коллегой: «В Европе — абсолютный кризис. После того, как французский президент Саркози даже не пожал руку британскому премьеру Кэмерону, им нужно думать, как сохранить то, что есть. В этой ситуации европейцам вовсе не до споров о расширении ЕС — им даже легче будет списать все на непослушную украинскую власть, которая не соглашается выпустить Юлию Тимошенко».