Среди тем, поднятых во время саммита «Украина-ЕС», был и вопрос управления газотранспортной системой Украины.

«Мы настроены сотрудничать с Германией в деле модернизации украинской газотранспортной системы», — заявил 26 февраля после переговоров со своим немецким коллегой в Берлине министр иностранных дел Украины Леонид Кожара. За день до этого в Брюсселе в рамках саммита «Украина-ЕС» министр энергетики Эдуард Ставицкий и еврокомиссар по энергетике немец Гюнтер Эттингер договорились насчет проведения круглого стола, чтобы обсудить возможность создания международного консорциума по управлению украинской ГТС.

Кроме того, Ставицкий объявил в Брюсселе о технической возможности и о намерениях Украины закупать уже в ближайшем будущем весь газ в Западной Европе и доставлять его в Украину через Польшу, Словакию и Венгрию реверсным путем.

В свою очередь ЕС заинтересован в сохранении и даже укреплении украинского транзита еще и потому, что он лишает Россию гипотетической возможности перекрыть газовый вентиль украинской экономике, полностью зависящей от российских энергоносителей, — передает «Немецкая волна».

Украина — это не Беларусь и не Молдова, объяснил DW представитель немецких деловых кругов, это страна с огромным промышленным потенциалом и 45 миллионами потребителей. Это перспективный, причем очень близкий к немецким экспортно-ориентированным предприятиям рынок сбыта. Без российского же газа украинская экономика остановится и никто не знает, как в таком случае можно будет стабилизировать эту страну.

Именно эти соображения и побудили реанимировать идею международного консорциума по управлению ГТС Украины. Впервые ее старался реализовать еще в 2002 году тогдашний канцлер ФРГ Гергард Шредер. Один из участников тех переговоров рассказал корреспонденту DW, что Шредеру тогда удалось в Москве усадить за стол переговоров Путина и Кучму, что эти трое в принципе договорились о создании консорциума с участием фирм из ФРГ, России и Украины. «Но со временем немцев выбросили из проекта, дескать, без них сделаем, трубы-то наши, еще с советских времен остались, — упоминает очевидец. — Но в конце концов Москва с Киевом не сумели договориться. К тому же, в Украине приняли закон, объявивший ГТС национальным достоянием и запретивший  продавать трубу».

Теперь, говорят немецкие аналитики, с введением в эксплуатацию «Северного Потока» и планируемым сооружением «Южного», ситуация изменилась, а Украина рискует оказаться на «газовой обочине». Поэтому в Киеве стали искать новые подходы к бывшей идее консорциума, которую сегодня поддерживают и европейские политики.

По материалам DW