Шведский экономист, старший научный сотрудник Atlantic Council Андерс Аслунд считает, что развязанная Москвой война нанесла Украине огромный ущерб, так что это РФ должна платить репарации.

Об этом он написал в своем блоге на сайте Новое время.

«Россия узурпировала не только территорию Крыма, но также много предприятий, товаров, наличных и других банковских активов. В Восточной Украине российские солдаты разрушают здания, заводы и мосты. Война обошлась Украине в потерю как минимум в 7% ВВП и отпугнула иностранных инвесторов. Россия также начала торговую войну против Украины – это привело к потере 18% экспорта страны. Украине не следует платить такому агрессору. На самом деле, это Россия должна выплачивать Украине репарации», — пишет он.

Эксперт отмечает, что российский президент Владимир Путин договаривался о сделке лично с бывшим президентом Виктором Януковичем, и задумана она была для спасения последнего, а не ради пользы украинскому народу.

«Кремль намеренно запутал формализацию этого займа. Россия издала евробонды в Ирландии, в соответствии с британским законодательством, что делает их торгующимся частным долгом. Но Москва профинансировала заем из своего Фонда национального благосостояния, суверенного резервного фонда, и утверждает, что долг государственный. Кремль расставил Украине юридическую ловушку», — отмечает Аслунд.

Аналитик ссылается на профессора университета Джорджтауна Анну Гелперн, которая также считает, что Украина не должна выплачивать этот долг, поскольку он приравнивается к одиозному долгу (долг, который был привлечен деспотичным режимом, использовавшим эти средства не для блага населения, а, напротив, для его подавления — НВ).

«Единственное, что может побудить Украину выплатить долг – это опасение в случае отказа не получить дальнейшего финансирования от МВФ, которое является принципиальным для поддержания страны. У МВФ есть старое правило не кредитовать страны, у которых есть конфликты по суверенным долгам, но в данном случае эту практику применять не следует. Велась дискуссия относительно того, признать этот долг государственным или частным, но теперь МВФ меняет правила кредитования, и это больше не имеет значения. МВФ собирается изменить практику отказа в кредитовании должникам. Это сделать несложно, поскольку она не закреплена в Уставе организации. Исполнительный совет МВФ может внести поправки простым большинством. МВФ кредитовал Афганистан, Грузию и Ирак в разгар войны, и у России нет права вето – в МВФ она владеет всего 2,39% голосов. Когда МВФ принимал решения о кредитовании Грузии и Украины, остальные члены Исполнительного совета преодолевали возражения России», — пишет Аслунд.

Он отмечает, что в ноябре Исполнительный совет МВФ планирует принять решение о предоставлении кредитов даже странам, не выполнившим свои долговые обязательства перед суверенами. Поведение России убедило большинство, что правила нужно менять быстро. После этого заявления РФ о том, что МВФ должен прекратить финансировать Украину, потеряют силу.