{advert=1}


Газеты передают настроение российских дипломатов, классифицируя его как радостное. «Януковичу придется идти к нам», — делится радостным предвкушением неназванного российского дипломата «Коммерсантъ Украина». Европейская сторона на этом фоне делает попытку сохранить лицо и оставить шанс для Украины. «Обидві сторони зберігають бажання підтримувати діалог на найвищому рівні. … …я не займаюся припущеннями та не роблю такий висновок, про який ви згадали [о повороте Украины в сторону России]», — заявил «Украинской правде» руководитель представительства ЕС в Украине Жозе Мануэл Пинту Тейшера.


С сегодняшних позиций все, действительно, выглядит таким образом, что Янукович принял решение и осуществил решительный разворот в сторону России. Однако, анализ более длительного временного отрезка (лето-осень 2011 года) позволяет утверждать, что на самом деле команда президента сосредотачивала усилия не на выборе «лучшего вектора» интеграции, а на поиске варианта позиционирования, позволяющего не интегрироваться ни туда, ни туда.


Украинская внешняя политика за этот короткий временной отрезок сделала несколько довольно заметных «колебаний» в обе стороны. Следовательно, в рамках этой логики, Киев не станет развивать наметившееся сближение с Москвой, а в ближайшее время сделает демонстративный шаг в сторону Брюсселя.


Свеженькая новость в подтверждение: «Зміни зовнішньополітичного курсу України не буде. Про це заявив депутат від Партії регіонів, член моніторингового комітету ПАРЄ Сергій Головатий в ефірі 5 каналу. «Не буде зміни зовнішньополітичного курсу, якби цього Росія не хотіла», — зазначив він». Головатый, конечно, не Льовочкин какой-нибудь, чтобы воспринимать его слова как отражающие позицию Банковой. Но и не Чечетов, чей язык без костей воспроизводит что попало.


Результатом этих колебаний стало то, что российская сторона, по крайней мере, формально, «дала вольную» Януковичу, не затягивая оного в Таможенный (будущий Евразийский) союз. А, дабы избавить себя от излишне тесной «привязки» к ЕС, Банковая показательно продолжила «кошмарить» Тимошенко.

{advert=2}
Впрочем, вывод очевиден: то, что сегодня выглядит тактической победой Банковой, «добившейся права» на многовекторную политику, на самом деле является актом политического суицида. Не интегрируясь ни туда, ни туда, Янукович лишает себя возможности иметь стабильных политических партнеров; он обречен оставаться один на один с обоими центрами притяжения, на порядок более мощными, чем Украина.


И, можно не сомневаться, оба центра воспользуются наметившейся слабостью украинского президента.