«Известен разговор Николая I с Бенкендорфом, в котором царь грозился «калёным железом искоренить мздоимство», на что получил ответ: «С кем останетесь, государь?», — пишет Владимир Путин.
Победить коррупцию репрессивными мерами не решит проблему, полагает Путин, так как ее корень глубже.
«Проблема здесь принципиально глубже. Это проблема прозрачности и подконтрольности обществу институтов государства (о чем говорил выше) и проблема мотивации чиновников — людей на службе государства», — пишет Путин.
«Борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом, а не предметом политических спекуляций, полем для популизма, политической эксплуатации, кампанейщины и вброса примитивных решений — например, призывов к массовым репрессиям. Те, кто громче всех кричат о засилье коррупции и требуют репрессий, одного не понимают: в условиях коррупции репрессии тоже могут стать предметом коррупции. И ещё каким. Мало никому не покажется», — объясняет кандидат в президенты причины, по которым репрессивные меры малопригодны.
Он указывает на социологические данные: «подростки, в «лихие 90-е» мечтавшие делать карьеру олигарха, теперь массово выбирают карьеру госчиновника. Для многих она представляется источником быстрой и лёгкой наживы. С такой доминирующей мотивацией любые «чистки» бесполезны: если госслужба рассматривается не как служение, а как кормление, то на место одних разоблаченных воров придут другие».
Он видит выход в том, чтобы разделить власть и собственность, а также исполнительную власть и контроль за ней. «Политическую ответственность за борьбу с коррупцией должны совместно нести и власть, и оппозиция», — пишет Владимир Путин.
Подробнее в статье Владимира Путина: Демократия и Качество государства