Караганов отметил, что его группа с лета 2010 года подготовила программу «увековечения памяти жертв тоталитарного режима и национального примирения».
«Очевидно, что существует совершенно необъяснимая или трудно объяснимая и непростительная неактивность нашего государства в этой сфере. Федеральные власти не участвуют в увековечении памяти жертв тоталитарного режима, у нас нет вообще национального государственного памятника, нет федеральных музеев, нет федеральной книги памяти, места захоронения жертв до сих пор не имеют специального юридического статуса, хотя в процессе нашей работы движение в этом направлении наметилось», — сказал он.
Караганов считает, что в России «искусственно затруднен и ограничен» доступ к архивным материалам, связанным с политическими репрессиями. «Указ президента о снятии ограничительных грифов с законодательных актов просто не выполняется», — сказал он.
«Мы, разработчики предложений, да и совет, который поддержал нас подавляющим большинством голосов, уверены, что без разрешения этих и других проблем, без принятия государством и обществом на себя ответственности за прошлое страны, невозможно движение России вперед. Путь к превращению российского общества в народ лежит в том числе и через признание и осознание трагедии массового уничтожения граждан страны времен тоталитарного режима», — сказал Караганов.
Караганов считает, что неоднозначная реакция общества на подобную инициативу и дискуссия, завязавшаяся вследствие сделали это поистине общенациональным событием.