Приступив к выполнению служебных обязанностей Юрий Луценко вдруг обнаружил, что в ГПУ нет ни одного дела, по которому он может подписать представление в Верховную Раду на отмену депутатской неприкосновенности и привлечения к уголовное ответственности нардепов. Нет также и производств, которые можно было бы подавать в суд.
Об этом в своей статье для Хвили «Очищение Генпрокуратуры как залог выживания Порошенко» пишет директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик.
Именно это, по мнению эксперта, подвигло нового главу ГПУ к тяжелым для него административным решениям (тяжелым, потому как теперь нужно как-то отвечать перед теми, кто способствовал его назначению в Генпрокуратуру — олигархами)
«До уровня Департамента будет повышено управление спецрасследований под руководством Юрия Горбатюка. Это позволит ему иметь штат следователей и прокуроров, а также должно снизить противоречия между различными службами ГПУ. Напомню, что именно в компетенции этого управления находятся дела, связанные с расследованием преступлений на Майдане. Если за квартал не будет хотя бы заочных посадок, отвечать придется лично Луценку, а он этого не любит», — отмечает Кулик.
Эксперт считает, что Главное следственное управление во главе с Юрием Грищенко будет работать на правах департамента. Следователи и процессуальный руководитель административно будут сотрудничать.
«Повысит ли это эффективность структуры покажет время. Пока что это полумера», — отмечает он.
Кулик напоминает, что департамент по расследованию преступлений в отношении имущества и государственной службы (известный как «департамент Кононенко-Грановского») потерял свой особый статус и введен как подразделение следственного департамента (под личным кураторством самого Луценко). Вероятно, это значит, что Владимиру Гуцуляку следует поискать работу в частном секторе. Это полумера на 100 дней. Потом «департамент Кононенко – Грановского» расформируют ибо на то есть уже политическая воля с Банковой.
По мнению эксперта, дело в отношении главы правления Центра противодействия коррупции и Виталия Шабунина решили закрыть на основания «отсутствия состава преступления».
«Это вряд ли улучшит отношение Шабунина к Генпрокуртуре. Луценко не посчитал нужным извиниться за фиктивное дело, — считает он. — Он предпочел защищать «честь мундира», что самому Луценко чести не делает».
Что же касается производства в отношении экс-заместителя генпрокурора Виталия Касько, то его, по прогнозам Кулика, сбросят с ГПУ на НАБУ.
«Там она будет «мариноваться» или просто закроется из-за по странному стечению обстоятельств. Во всяком случаи «дело Касько» не будет висеть на новом «чистильщике» ГПУ, как и возможные репутационные потери», — предсказывает эксперт.
Также он считает, что «чистки» в ГПУ будут серьезными и «неприкасаемых» почти не будет.