Прежде всего, Янукович уволил Григория Педченко с должности начальника Генерального штаба — главнокомандующего ВС Украины. На эту должность был назначен генерал-лейтенант Владимир Замана. Насчет увольнения Педченко все ясно: не смотря на свою «чисто военную» должность, этот генерал до назначения на Генштаб успел весьма засветиться на политическом поприще в родной Одессе, где он прежде командовал Южным оперативным командованием, затем был уволен, а позже Михаил Ежель позволил снова одеть генеральские погоны и вытащил его в начальники Генштаба. На этом посту Педченко повел себя не особенно мудро, дав повод для усиленно бродивших по военному ведомству слухов, что именно он стремится стать министром обороны после отставки Ежеля.

Как мы видим по нынешним назначениям глав СБУ, МВД, Минобороны, Янукович вдруг перестал верить силовикам, которые ранее «светились» в политике и не входили в число его личного окружения. В этой связи новый начальник Генштаба генерал Замана — исключение. Командуя учебным центром в Десне, он, насколько известно, нигде не пересекался и не делал серьезных услуг Януковичу. Более того: в свое время он служил в «вотчине» Педченко — бывшем Одесском военном округе. Зато за всю свою службу этот генерал показал себя как настоящий служака, ни намеком не давший заподозрить себя в причастности к каким-либо политическим играм. Очевидно, это и нужно Януковичу — далекий от политики начальник Генштаба, готовый выполнять приказы любой ценой, к тому же находящийся под пристальным вниманием «своего» министра.

Более интересные перестановки произошли с уходом Ежеля в Минобороны. В частности, президент понизил в должности первого заместителя министра обороны Владимира Можаровского, назначив его заместителем министра-руководителем аппарата. Новым первым заместителем министра обороны стал Александр Олийнык, до этого занимавший должность заместителя гендиректора государственного концерна «Укроборонпром». Еще одним указом глава государства уволил заместителя министра обороны Игоря Кушнира, назначив вместо него Дмитрия Пляцука, до этого занимавшего должность заместителя гендиректора «Укроборонпрома».

С одной стороны, логика в этих назначениях есть — Саламатин, придя в Минобороны, привел с собой и свою команду, с которой работал в «Укроборонпроме». С другой стороны, сам Саламатин, как известно, имеет к военной сфере весьма сомнительное отношение. В этой ситуации действительно эффективный менеджер явно постарался бы окружить себя людьми, которые компенсировали бы его профессиональные «дыры» — по крайней мере, разбирались бы в военных вопросах. Но, например, Дмитрий Пляцук, в свое время помощник вице-премьер-министра Владимира Сивковича, затем возглавлявший компанию «Укроборонсервис», имеет такое же отношение к армии, как и сам Саламатин.

Правда, нынешний первый зам министра обороны в МО, как известно, ранее «засветился». В частности, Олийнык уже был заместителем министра обороны в 2003-2004 годах. Его имя на этой должности связывали с тем, что, по сообщениям СМИ, именно он подписал директивы о передаче различным структурам принадлежавшей Минобороны недвижимости, — об этом свидетельствовал обнародованный в 2005 году отчет Счетной палаты.

Сразу же после подписания кадровых указов Виктор Янукович в своей резиденции «Межигорье» провел закрытую встречу с новыми руководителями — министром обороны Дмитрием Саламатиным, начальником Генштаба Владимиром Заманой и новым секретарем Совбеза Андреем Клюевым. Согласно официальной информации, во время встречи президент поставил перед силовиками первоочередные задачи — развитие военно-промышленного комплекса, создание новых рабочих мест и организация госзаказа в этой сфере.

Здесь теряешься, как понимать Януковича. Минобороны и Генштаб имеют к «развитию военно-промышленного комплекса» весьма косвенное отношение. То есть, ВПК работает по государственному оборонному заказу, которое формирует Минобороны и Генштаб, но в реальности, из-за хронической бедности военных, доля заказов от собственной армии занимает мизерную часть заказов украинской оборонки, — она ориентируется в первую очередь на внешний рынок. И если кому и должен Янукович ставить такие задачи, так Кабмину и Минфину — дабы обеспечили военному ведомству нормальное финансирование, чтобы те могли формировать госзаказ.

А потому, похоже, настоящая тема разговора Януковича с новым министром обороны и начальником Генштаба, останется тайной. Впрочем, наблюдая развитие политической ситуации в Украине и прогнозируя явное ее обострение с приближением выборов, на фоне демонстрируемого бессилия милиции, можно догадываться, какие именно «задачи» Янукович приготовил для армии.