Борьба между ЕС и Россией за Украину очень напоминает стратегический расклад, который был в 1648 году, когда Богдан Хмельницкий поднял восстание против польской шляхты.

Об этом сказал в интервью директор Центра политического анализа «Стратагема» Юрий Романенко.

Он сделал историческую рестроспективу, чтобы показать как формировалась стратегическая повестка в Восточной Европе для Украины тогда и сейчас.

В самом начале восстания Хмельницкий не собирался уводить Украины от поляков, не оставляя надежды договориться с ними, поскольку рассматривал будущее Украины в рамках Речи Посполитой.

«Как известно, польский король Владислав вполне лояльно относился к казакам, но он был не вполне самостоятельной фигурой и слишком зависел от прихотей шляхты (как и Янукович зависит от интересов олигархов). Шляхта и католическая церковь не хотела признавать новый баланс сил в Украине, поскольку это заставило бы их пойти на уступки, что несло за собой ощутимые материальные потери. Поэтому был выбран курс на конфронтацию. Шляхта надеялась, что сможет подавить казацкое восстание, как это произошло десятилетием ранее. Однако она не учла, что ситуация изменилась. Казаков возглавил опытный и харизматичный вождь, который имел дипломатический талант и военную слабость казаков компенсировал привлечением внешних акторов в войну с поляками», — отмечает Юрий Романенко.

«В итоге, поиск ресурсов ради сохранения власти привел Хмельницкого к союзу с царем, потому что других вариантов не было. Однако, уже с 1655 года Хмельницкий попытался договориться со шведами, поскольку Москва начала вести свою игру. Однако, шаг был сделан и он полностью изменил геополитическую карту Европы», — констатирует аналитик.

По мнению Юрия Романенко, сегодня Янукович оказался перед такой же дилеммой, но наоборот — уходит от России.

«Чтобы сохранить власть, ему нужны ресурсы. Их могут дать или РФ, или ЕС. Он больше боится Москву. Если он потеряет власть после ассоциации с ЕС, последствия этого будут менее болезненным и для него, и для «семьи». Он хочет сохранить контроль над активами, поскольку это является гарантией сохранения позиций в политической игры», — говорит он.

«С этой точки зрения европейцы, с их отношением к собственности, кажутся ему меньшим злом. Тогда как россияне —агрессивнее, и правила для них не писаны. То есть Янукович идет под Ассоциацию, чтобы получить кредиты и ресурсы», — резюмировал эксперт.

Полный текст интервью читайте здесь