25 марта на сайте Верховной Рады был опубликован проект закона № 2616 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия незаконным раскопкам и ограничения гражданского оборота археологических предметов».

Авторами законопроекта являются представители трёх фракций оппозиции – Вячеслав Кириленко (Батькивщина), Мария Матиос (УДАР), Богдан Бенюк (Свобода), а также внефракционный Олесь Доний.

Данный законопроект является попыткой народных избранников остановить тотальное разграбление археологических памятников и ликвидировать нелегальный рынок археологических ценностей.

Среди прочего, законопроект предусматривает лицензирование использования металлодетекторов, а также существенно усложняет продажу археологических вещей. В частности, документ предусматривает 5 лет для проведения обязательной регистрации археологических находок, которые уже находятся в обороте. По истечении этого срока все предметы, чье происхождение обладатели не смогут объяснить, будут конфискованы.

Депутаты также предлагают внести ряд изменений в Уголовный и Административный кодекс для усиления ответственности за повреждение памятников археологии и незаконные раскопки, особенно – с использованием детекторов металла.

Как заявил в комментарии Хвиле заместитель директора Украинского центра развития музейного дела Алексей Копытько, регистрация законопроекта – это, безусловно, позитивный шаг, который надо было сделать много лет назад.

«Сегодня грабители изымают из памятников археологии на порядок больше вещей, чем экспедиции археологов. Фактически тотально уничтожается наша история, поскольку современные детекторы металла и геосканеры позволяют обнаружить самые мелкие предметы – говорит Копытько. – Интернет забит нелегальными находками, их открыто продают. Это означает, что мы безвозвратно теряем знания, поскольку вещи вырываются из контекста».

На данный момент по очень приблизительным подсчетам в Украине насчитывается порядка 90 тыс. детекторов металла, которые находятся в свободной продаже и активно используются для поиска археологических вещей — от наконечников стрел до кладов.

Эксперт прогнозирует очень бурные дискуссии по поводу законопроекта. «Сейчас подобный документ готовится принять Госдума России. В Рунете по этому поводу настоящие войны между археологами и участниками незаконных раскопок. У нас ситуация будет такая же, потому что объемы грабежа сопоставимы» — отмечает Копытько и добавляет – «но в России ситуация отличается тем, что там в борьбу с грабежом памятников активно включились силовые органы. В частности, ФСБ регулярно задерживает грабителей, изымает находки и передаёт в музеи. Наши силовики бездействуют. Плюс российский закон наверняка будет принят, поскольку его уже одобрило правительство РФ».

Перспективы украинского законопроекта Алексей Копытько оценивает сдержано. «Я бы очень хотел посмотреть на тех депутатов, которые будут против, и узнать их аргументацию. Потому что никаких аргументов, чтобы голосовать против законопроекта, я не вижу. В блокировании документа могут быть заинтересованы только те, кто причастен к грабежу памятников. Также многое будет зависеть от работоспособности Рады в целом. Законопроект не является политическим по своей сути. Любой нормальный депутат, который не совсем равнодушен к культурному наследию, должен его поддержать. Ведь памятники одинаково уничтожают и на Западе, и на Востоке страны».