Глава НБУ Валерия Гонтарева заявила о том, что Национальный банк – это регулятор банковского рынка, и никакого отношения к бизнесу Олега Бахматюка и рынку сельского хозяйства он не имеет.

Об этом она сказала в интервью ЛІГА.net

«Начнем с истории банков Бахматюка. Эти финучреждения уже почти два года как выведены с рынка: сначала ушел VAB, потом Финансовая инициатива. За это время VAB не погасил практически ничего. Нацбанку — точно ни копейки. Фонду гарантирования вкладов (ФГВФЛ) от Финансовой инициативы «перепала» лишь небольшая часть процентов по кредитам. Более того, бизнесы Бахматюка еще и госбанкам не возвращают кредиты. А если к этому добавить еще и его долги иностранным кредиторам, от общей суммы волосы встанут дыбом. Фонд гарантирования выплатил вкладчикам VAB Банка 6,64 млрд грн, а Финансовой инициативы — 3,7 млрд грн. В общем — 10,4 млрд грн. Но еще почти 5 млрд грн потеряли вкладчики, чьи депозиты не попали под действие закона о гарантировании вкладов (суммы свыше 200 000 грн. — Ред.). 2,2 млрд грн в банках Бахматюка лишились клиенты-юрлица, которым ФГВФЛ еще ничего не выплачивал, ведь для бизнеса гарантирование не предусмотрено», — отметила Гонтарева.

По информации главы НАБУ, долг Бахматюка по кредитам рефинансирования НБУ составляет 10,9 млрд грн.

«Как была эта сумма два года назад, так она никуда и не делась. Не выплатил ни копейки и с нами судится. При этом на сумму 8,5 млрд грн у нас есть его персональная гарантия, личное поручительство. Человек в здравом уме поручился всем своим имуществом — не только Укрлендфармингом, но и своим домом, машиной, часами», — сказал она.

Гонтарева заверила, что Бахматюк не пытался реструктуризовать свои долги. Но, в любом случае, НБУ не занимается реструктуризацией выданного рефинанса.

«У нас законодательства для этого нет. Ни в одной стране мира центральный банк не занимается реструктуризацией кредитов. Все наши кредиты рефинансирования «уходили» в Фонд гарантирования. Пока в банке находится временная администрация, рефинанс можно погашать. И во время ликвидации тоже можно погашать. Но он ничего не погасил. Бахматюк в своем интервью сам признает, что его задолженность перед банками и иностранными инвесторами превышает стоимость компании. А если у вас долгов больше, чем активов, то вы кто? Банкрот! Нашему рынку надо научиться употреблять это слово», — подчеркнула глава Нацбанка.

Она рассказала, что практически вся задолженность Бахматюка по рефинансированию зарезервирована в НБУ, так как залоги или низкого качества, или просто отсутствуют.

«Например, VAB Банк перед введением временной администрации вывел из-под залогов НБУ 3,4 млрд грн за счет «схлопывания» активов (взаимозачет кредитов и депозитов связанных лиц. — Ред.). Правоохранительные органы об этом проинформированы. Под невозврат рефинанса этих двух банков Нацбанк создал резервы на сумму 9,36 млрд грн. А что это означает? То, что НБУ списал в балансе эти деньги, они не попали в нашу прибыль и мы не можем перечислить их государству», — отметила Гонтарева.