Таким образом, нынешние удачи в переговорах с РФ, в частности, по газовой теме, Янукович объяснил обычным для нынешней власти способом: виноваты «папередники».

Одновременно Виктор Янукович заявил, что Украина ставит вопрос о создании трехстороннего газотранспортного консорциума. «Безусловно, мы ставим целью создать трехсторонний консорциум. Когда это будет создано, трудно сказать. Этот вопрос еще без ответа», — сказал он. «Мы будем прилагать усилия, чтобы создать консорциум, чтобы от его работы платились налоги на территории Украины…», — сказал также Янукович.

Заявления Виктора Януковича для интернет-проекта «ФЛОТ2017» прокомментировал эксперт Фонда «Общественной безопасности» Юрий ГАВРИЛЕЧКО:

— Прошло уже два года, как нет прежней власти, поэтому списывать на нее свое неумение, нежелание, какие-то сложности в переговорах с Россией просто глупо.

Глупо в первую очередь потому, что в апреле прошлого года были подписаны Харьковские соглашения. То есть один раз договориться удалось. Кстати, тогда тоже вспоминали просчеты прошлой власти и говорили, что Украина была просто вынуждена пойти на эти соглашения из-за действий предыдущего руководства.

Но теперь с момента подписания Харьковских соглашений прошло больше полутора года, и оказалось, что полученная скидка вроде бы не совсем и скидка — Украина платит за российский газ по такой же, как и значительная часть европейских потребителей, а то и более высокой цене. Вопрос,  почему подобным образом идут переговоры с Россией, это скорее вопрос к украинским чиновникам, назначенным нынешней властью. В частности, к главе МИД Грищенко, главе Министерства топлива и энергетики Юрию Бойко, и соответствующему вице-премьеру, например. Это вопрос к ним, а не к прежней власти.

Имидж имиджем, но два года нынешнее правительство с Россией проработало, договорилось о цене на газ, причем  очень оперативно договорилось. От даты инаугурации Виктора Януковича до даты подписания  Харьковских соглашений всего два месяца прошло. То есть были позитивные примеры удачных переговоров с Россией. Почему в течение полутора лет позитивных примеров больше нет? Кто виноват? Юлия Тимошенко виновата, которая сейчас в СИЗО сидит? Это не логично и относится к разряду научной фантастики. Почему Виктор Ющенко сейчас не сидит? Ведь в нынешней высокой цене на газ именно его вина. Именно благодаря Виктору Андреевичу начали пересматриваться газовые соглашения с Россией, действовавшие на то время. Эти соглашения действовали бы до 2013 года и «Газпром» поставлял бы сюда газ по цене 50 долларов за тысячу кубометров.  Не нужно было ничего пересматривать, но Виктор Андреевич постарался. Еще тогда, в 2005 году всем экспертам было понятно, что цена на газ будет расти, и пересматривать соглашения нельзя. А дальше, с этого началась очень не приятная для Украины ситуация… И в этой ситуации позиция «Газпрома» была очень последовательной и логичной. Потому что «Газпром», где не работают люди из разряда украинских министров и так называемых «руководителей», проводил очень жесткую и последовательную стратегическую игру. Поэтому, и цена на российский газ для Украины постоянно повышалась.

{advert=4}

В то же время, каким образом Украине было бы выгодно решить проблемы, связанные со своей ГТС, сказать очень сложно. Поскольку вопрос не является чисто экономическим. Никто и никогда в истории Украины, кроме Кучмы, не ставил задачу каким-то образом проанализировать экономическую составляющую взаимоотношений Украины с Россией. В случае, если рассматривать только экономическую составляющую этого вопроса — Украина должна сейчас не создавать всевозможные концерны, а поднять цену за транзит газа, и раз этак в сто! У нас в стране рынок, не хочешь — не бери. Сейчас Украина полумонополист, поэтому она может диктовать любые цены за транзит газа через свою территорию. Россия будет вынуждена или пойти на это или прекратить транзит. Но прекратить транзит для России смерти подобно. Потому что это деньги, которые наполняют российский бюджет, а значит, россияне будут договариваться. Но такая ситуация не может длиться долго. Как только будет полностью построен Южный поток, суммарный объем прокачки газа через Южный и Северный поток и белорусскую газотранспортную систему будет выше, чем у украинской ГТС. Единственное, на чем может сыграть Украина, это то, что потребление газа Европой в связи с закрытием АЭС  в Германии будет расти, следовательно, какое-то количество газа будет все равно проходить и через Украину. И торговаться с Россией правительство Украины сможет именно в той части, которая будет касаться увеличения этого объема.

Если говорить об этом вопросе с политической точки зрения — Украине следовало бы определиться, куда она намерена идти?  Идти в ЕС и Евразийский союз одновременно, при этом пытаться создать газовый консорциум с Россией — на это, по меньшей мере, не пойдет Россия, даже если пойдет ЕС. Если мы идем в ЕС, в этом случае газотранспортный консорциум нужно создавать с Европой и давить на Россию. Если же мы идем в Евразийский союз, тогда газотранспортный консорциум нужно создавать с Россией. В принципе, с точки зрения получения более дешевых ресурсов и влияния на ситуацию идти в Евразийский союз для Украины сейчас выгоднее. Потому что Россия может давить на Украину экономически. Давайте посмотрим на товарооборот с Россией и товарооборот с Европой. Даже если мы полностью прекращаем торговать с ЕС, на украинской экономике это скажется в пять раз меньше, нежели в случае, если мы прекратим торговлю с Россией.

Мы идем в Евразийский союз, создаем консорциум с Россией и давим на Европу. Это было бы абсолютно логичным и нормальным. И если бы такой союз был создан, условия соглашения по ассоциации с ЕС и других возможных экономических  союзов, создавался с позиции несколько иной, нежели сейчас. Потому что Европа была бы вынуждена идти на условия Украины, а не наоборот. От того, какой путь мы сейчас выбираем, зависит развитие ситуации в дальнейшем. Если же по-прежнему мы будем пытаться «сесть на два стула», мы дождемся того, что Европа напрямую договорится с Россией и будет реализован сценарий исключения Украины из энергосистемы. Потому что для европейцев важна не только цена на газ, но и стабильность. Если Украина не сможет обеспечить эту стабильность, то европейцы скорее согласятся понести затраты на строительство третьей или четвертой ветки Южного или Северного потоков. Затраты будут признаны адекватными ситуации, и Европа пойдет на такие траты, даже в условиях кризиса.