Создание автомобильного холдинга «Росбелавто» путём объединения минского ОАО «МАЗ» и российского ОАО «КАМАЗ» на условиях российской стороны невыгодно официальному Минску.

Об этом 11 октября в Минске заявил Александр Лукашенко на пресс-конференции для журналистов российских региональных СМИ, сообщает  ИА REGNUM.

Лукашенко предложил российскому журналисту, задавшему вопрос об объединении минского и камского автозаводов, самому найти ответ на «проблему объединения «МАЗ-КАМАЗ». При этом руководитель республики отметил: «Мне говорят: «Мы хотим инвестировать и участвовать в приватизации МАЗа. На разных уровнях — Путин там, Медведев и прочая. Прекрасно!».

Однако, заметил он, к инвестору предъявляются ряд вопросов. Во-первых, иметь возможность инвестировать должный объём средств, на что российская сторона не может дать ответ. Во-вторых, инвестор должен принести новые технологии — и на этот вопрос российская сторона не может дать ответ. В-третьих, новые рынки сбыта российская сторона также предложить не может, констатировал Лукашенко.

«Денег нет, технологии — хуже, чем на МАЗе. Потому что МАЗ — конкурентная продукция, она продаётся не хуже, чем КАМАЗ, если в равные условия поставить. Мы модернизировали один раз это предприятие — сейчас ведём углубленную модернизацию. И мы говорим россиянам: «Если вы идёте, как вы будете в модернизации участвовать? Никак. Тогда у меня встаёт вопрос: а не получится ли так, что вы предприятие это заберёте за бесценок — денег же нет, там какие-то акции, махинации, и со временем на МАЗе будут производить только шины для автомобилей? Не шины, а диски для автомобилей. И мы лишимся производства грузовых автомобилей. Не может быть такое? Может быть. Вот вам ответ на мой вопрос».

«Я должен был поставить перед ними вопрос: новые технологии, деньги, новые рынки. Этого ничего нет! Всё остаётся, как есть. Так зачем? Мы и так можем договориться наш общий рынок поделить и продать. Как его поделить? Вы производите 30 тыс автомобилей, мы — 20. Или вы — 30 тыс и мы 30 тыс. Наш рынок известно, сколько может потребить общий, больше не производим — чтобы не уронить цену. Цена для производителя тоже важна. Давайте договоримся», — предложил президент Белоруссии.

Лукашенко пояснил свою позицию на примере сопоставления инвестиционных предложений от КамАЗ и инвестора из Австрии, который заложил под Минском завод по производству электричек марки Stadler. При этом Лукашенко почему-то решил, что глава швейцарской компании «Штадлер Рэйл Групп» Петер Шпулер — австрийский инвестор, а не швейцарский, однако присутствовавшие на пресс-конференции чиновники поправили руководителя постсоветской республики. По словам Лукашенко, Шпулер как инвестор выполнил все три условия, о которых было сказано выше и новый завод по производству электропоездов через год уже будет работать. Судя по реакции журналиста российского издания, сравнение альянса двух автозаводов с созданием нового производства швейцарских электричек — вполне корректно. «А БелАЗ мы никому не отдаём, — продолжил Лукашенко. — БелАЗ — это 30% мирового рынка». При этом он не исключил, что иностранные инвестиции могут быть привлечены и на это предприятие. «БелАЗ» — это как «Беларуськалий», — подчеркнул Лукашенко большое значение данного предприятия для белорусского госсектора.

Сказанное Лукашенко противоречит заявлению посла России в Белоруссии Александра Сурикова, который 7 июня в Минске на пресс-конференции, приуроченной к государственному празднику Российской Федерации — Дню России, заявил, что рабочие группы по объединению предприятий России и Белоруссии действуют успешно, и осенью 2013 года могут быть подписаны документы по созданию автомобильного холдинга «Росбелавто», который объединит белорусское ОАО «МАЗ» и российское ОАО «КАМАЗ». По словам Сурикова, на российском рынке грузовых автомобилей лишь «50% российских и белорусских изделий» — вторая половина уже контролируется конкурентами из других стран. Суриков отметил, что условия соглашения о создании холдинга «Росбелавто» — коммерческая тайна. При этом он сказал: «речь не идет о продаже активов». Теперь же «всё идёт нормальным путём и к осени мы ожидаем подписания документов об образовании холдинга совместного «МАЗ-КАМАЗ» с паритетным участием в этом холдинге». При создании «Росбелавто», сообщил Суриков, рассматривается объединение дилерской сети двух автозаводов, а также передачи части производств комплектующих между заводами — таков первый этап объединения ОАО «МАЗ» и ОАО «КАМАЗ». «И обсуждается вопрос, как потом всё-таки обменяться и как войти в активы. Но это уже следующий этап», — отметил посол РФ.