Об этом он заявил в интервью французскому изданию Geostrategie, комментируя вопрос о причинах странной реакции Франции на события в Магрибе.

«С точки зрения геополитики, о Саркози много говорить не стоит. Он прагматик, так сказать, «политическое животное». Ну и ладно. Он имеет множество лиц, и левых, и правых, но своего у него мало», считает Борд.

Эксперт указывает, что «очень показательны отсылки его (Саркози, — прим. «Хвилі») к Жюлю Ферри, который, конечно, был левым, но и основателем грубого французского «колониального социализма». Он прямо говорил в парламенте: «Господа, пришло время сказать четко и открыто, что высшие расы имеют высшие права, нежели низшие расы. Долг высших рас нести низшим цивилизацию». «А еще один «левак», Леон Блюм 9 июля 1925 года заявил, что «право и обязанность высших рас, чтобы их воспитать и окультурить». Добавьте сюда несколько плохо понятых страниц из мемуаров Де Голля, туманные рассуждения Лиоте, — и вы получите «спрей для кошек», то есть, убеждения Саркози», утверждает французский эксперт.

По его мнению, в окружении Саркози нет толковых консультантов по внешней политике.

«Кто?!! Жюппе боится всех, кто умнее его. Пьер Лелуш, ведущий эксперт по вопросам европейской обороны, имел свое мнение, но глава государства так его и не услышал. Хорошо, понимаю, что геополитический выбор Елисейского дворца не отражает мои взгляды, это нормально, но беда в том, что геополитика Франции определяется невеждами», -сказал он.

Жак Борд считает, что занять ошибочную позицию по Ливии Николя Саркози подсказал Бернар-Анри Леви. «Человек, мягко говоря, некомпетентный, философ, публицист, полемист. Он уверен, что знает все на свете, но какое отношение он, в самом деле, бойкий журналист имеет к геополитике? В лучшем случае один — но плохо — журналист. Ему безразлично, о чем консультировать, лишь бы консультировать. Это «компас наоборот»», — безапелляционно говорит Борд.

Эксперт также указал на родовую болезнь французской дипломатии: «У нас, в отличие от англо-саксов, у нас нет (или мало) специалистов, зато много всезнаек-интеллектуалов. Что, кстати, и говорит о себе г-н Леви. Но что такое «интеллектуалы»? Это странные люди, уверенные, что лучше всех знают все обо всем. Знаете же поговорку «Чем меньше у вас культуры, тем больше вы о ней говорите». Это как раз о нашей интеллигенции. Они не знают ничего или очень мало, но легко судят обо всем на свете, от Дарфура и Ливии до Восточного Тимора, клонирования и коллайдера. А самое страшное, что их слушают…».

Жак Борд с сожаление подчеркнул, что у Саркози, как и у Ширака, «привычка окружать себя бесцветными, за и неопасными посредственностями. Тупыми, послушными, опасающимися сказать великому человеку правду, зато вхожими в круг популярных интеллектуалов».

«Ну и, конечно, политические договоренности. С Миттераном можно было спорить, и в его кругу были Дюма и Ведри, был Мишель Жобер, — о чем еще говорить! А кто с Саркози? Кушнер, Жюппе, Морин. Нет, Морин, конечно, красавчик, но какой из него министр обороны? А еще Жюппе… да… Зато Пьер Лелюш – на обочине. Печально…», — резюмировал Жак Борд.