Накануне турецкий премьер Бинали Йылдырым озвучил поистине шокирующую статистику. После провалившейся попытки государственного переворота в стране 16 июля нынешнего года от работы были отстранены 58 611 человек, уволены – 3499, арестованы или задержаны – в общей сложности 20 тысяч. Введя в Турции режим чрезвычайного положения, президент Реджеп Тайип Эрдоган закрыл около 200 оппозиционных СМИ, ввел частичный запрет на пользование ряда ресурсов в Интернете и отозвал лицензии у всех без исключения военных училищ. Международные аналитики в один голос заявляют о нарушении прав человека в регионе, а западная пресса заявляет о «проявлениях паранойи действующей власти». Официальная Анкара же утверждает, что нынешние меры – лишь начало борьбы с «ренегатами и предателями».

Выступление Йылдырыма отличалось жесткостью формулировки обвинения и парадоксальностью представленных фактов. «Если для спокойствия нашего государства нам понадобится тем или иным образом наказать полстраны, мы это сделаем, — отметил, в частности, он. – Сейчас никто не может быть уверенным в том, что его сосед или друзья не желали свергнуть законно избранное правительство. Власти проведут самое тщательное расследование деятельности каждого гражданина, и в случае даже его косвенной вины заслуженной кары он не избежит». На прозвучавший вопрос из зала: «А как быть, если эта самая вина доказана не будет?», премьер с несколько косой ухмылкой заметил, что «невиновных нет».

По всей видимости, именно подобной формулой пресловутая официальная Анкара сегодня и руководствуется. После того, как Эрдоган объявил в стране так называемый режим чрезвычайного положения (по некоторым данным, он продлится до начала октября, — Авт.) под репрессивную машину попали как военные, непосредственно причастные к попытке путча, так и представители творческой интеллигенции, в то или иное время позволившие себе усомниться в правильности президентского курса. «Сегодня в стране сложилась патовая ситуация, когда отдельно взятый гражданин не может быть уверен, что его не отведут в полицейский участок только потому, что он не заявил на своего соседа, симпатизировавшего путчистам, — сказал ГолосUA турецкий политический обозреватель Осман Ёсуф. – Помимо прочего, санкции применяются даже к тем, кто просто был дружен с лицами, попавшими под подозрение. Разве это достойно цивилизованного общества, к каковому Турция себя причисляет?».

Сам Эрдоган на этот вопрос отвечает утвердительно. И добавляет, что его команда, объявившая самую настоящую войну «врагам общества» (ничего не напоминает?), готова идти до конца. «Мы снова сделаем так, чтобы Турецкая Республика ассоциировалась в глазах международной общественности со спокойствием и стабильностью, — отметил он. – Если для этого придется нарушить некоторые демократические принципы, мы пойдем и на такой, пусть и непопулярный, шаг». А в одном из своих радиовыступлений президент добавил, что лично ему наплевать на мнение западных государств, и в том числе США.

Возможно. Но вот на мнение руководства Европейского Союза Эрдогану плевать явно не стоит. На днях глава турецкого государства в ультимативной форме потребовал от Брюсселя ввести с Анкарой безвизовый режим уже до конца осени. Дескать, в противном случае, Турция оставляет за собой право разорвать договор о базах для беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки, и депортировать нелегалов обратно в Европу. На это Анкара получила стереотипный ответ: до тех пор, пока в ТР не восстановится порядок и не перестанут попираться права человека, мечтать даже о частичной интеграции в структуры Общеевропейской семьи этому государству не стоит. Следует особенно отметить, что Соединенные Штаты в этом контексте от громких заявлений отказываются. Как подчеркнул президент США Барак Обама, сложившуюся в Турции ситуацию «следует изучать самым тщательным образом и по мере сил и возможностей помочь законному правительству преодолеть создавшийся общественный кризис. По сути, Обаму можно понять – Турция является единственным надежным членом  Североатлантического Альянса в регионе: Штаты активно используют мощности турецкой военной базы «Инджирлик» для борьбы с международной террористической организацией «Исламское государство Ирака и Леванты» (ИГИЛ). В том случае, если Турция станет новым очагом напряженности, о прочных военных контактах в рамках НАТО Вашингтону придется забыть.

Как бы там ни было, а сегодня градус общественного напряжения в регионе неуклонно растет. И в данном случае упомянутое восстановление спокойствия» будет зависеть не только от выдержки Эрдогана сотоварищи, но и от поведения самих турецких граждан. Ибо в патовой ситуации репрессии могут породить новое насилие.

Источник: Golos.ua