30 мая в интервью ливанскому телеканалу «Аль-Манар» президент Сирии Башар Асад заявил, что правительственные войска получили первую партию зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-300. Также он заявил, что скоро будет осуществлена доставка остальных комплексов.

Этому заявлению предшествовали активные действия западных государств по предотвращению поставок российских комплексов в Сирию. Наиболее резкой была реакция Израиля. Тель-Авив фактически ответил угрозами на отказ России разрывать контракты на поставки С-300.

В свете этих событий военный аналитик Леонид Нерсисян (Москва) проанализировал возможные действия израильской армии по уничтожению ЗРК C-300 в Сирии.

Как отмечает Леонид Нерсисян, есть одно но – нет точной информации о количестве поставляемых комплексов. «Можно предположить, что речь идет о 2-3 дивизионах С-300, экспортной модификации ПМУ-2. В каждый дивизион входит от 8 до 12 пусковых установок, радиолокатор подсвета и наведения, и командный пункт системы, в составе радиолокатора обнаружения и пункта боевого управления. Комплекс обеспечивает одновременный обстрел до 6 целей, при этом наводя по 2 ракеты на каждую. Максимальная дальность поражения целей — 200 км, дальность обнаружения — 300 км. Возможен также перехват оперативно-тактических ракет и баллистических ракет средней дальности.

Для подавления этих целей Израиль может использовать свои истребители F-16 (имеется около 300 единиц, из которых 100 — израильской модификации F-16I) и F-15E (25 единиц), оснащенные американскими противорадиолокационными ракетами AGM-88 Harm (ракета наводится на излучение радара), с дальностью поражения до 106 км. При дальности обстрела целей ЗРК С-300 равном 200 км, даже сделав корректировки на противоракетные маневры и использование помех, израильские самолеты не смогут атаковать свои цели, сами не попав под удар. Конечно, подавить сирийские С-300 ВВС Израиля смогут массовыми налетами, но в таком случае будут неизбежны недопустимые для израильского общества потери — вероятно в 20-25 боевых самолетов, а возможно и более. Стоит также учитывать, что Сирия, начиная с 2006г., закупила у РФ уже 36 единиц зенитных ракетно-пушечных комплексов малого радиуса действия «Панцирь-С1», которые могут бороться с противорадиолокационными ракетами на их конечном участке полета. Они с высокой эффективностью могут обстреливать до 4 целей на расстоянии до 20 км и способны обеспечить мощное прикрытие от «проскочивших» ЗРК дальнего радиуса действия целей. Сочетание этих двух комплексов ПВО создаст для ВВС Израиля еще большие проблемы.

На вооружении Израиля имеются также оперативно-тактические ракетные комплексы LORA, собственного производства. Они обеспечивают высокоточное поражение целей на расстояниях до 250 км. Эти ракеты могут быть применены против сирийских ПВО, однако поражение целей будет затруднено высокой мобильностью ЗРК С-300 и ЗПРК «Панцирь-С», которые, кроме того, могут также и сбивать эти ракеты.

Наибольшее раздражение у Израиля, по-видимому, вызывает появившаяся у Сирии возможность сбивать цели, которые только взлетают с аэродромов в Израиле, ведь дальность поражения целей в 200 км у С-300 позволит контролировать до 40-50% воздушного пространства Израиля. А кроме того, контролировать воздушные пространства соседних стран, где Израиль в будущем может вести боевые действия. Муссируются слухи, что премьер министр Израиля Беньямин Нетаньяху и глава израильского Совета национальной безопасности Яаков Амидрор, во время встреч с послами и главами МИД европейских стран, говорили о возможном упреждающем ударе по поступающим на вооружение Сирии новым ЗРК. Также, судя по заявлениям официальных лиц Израиля, они опасаются попадания С-300 в руки радикальных группировок, однако в данном контексте это больше похоже на отговорку, нежели на реальные опасения, которые заключаются в вышеперечисленных причинах.

В общем, и целом, ситуация для Израиля складывается в достаточно неприятном ключе — впервые за достаточно долгий период перед ним встает вопрос о завоевании господства в воздухе, и реальных сложностях при применении своих ВВС. Каким образом будет решаться эта проблема (если вообще будет), вероятно, будет ясно в ближайшем будущем», – считает военный аналитик.

Источник: Regnum