В то время как российские танки и прочая военная техника въезжают в Украину, Киев на горьком опыте учится тому, что если жить в скверном соседстве, не стоит избавляться от ядерного оружия без непоколебимых гарантий безопасности

Но именно это он и сделал в декабре 1994 года, когда подписал Будапештский Меморандум о гарантиях безопасности, также подписанный Соединенными Штатами, Россией и Великобританией, — пишет Беннетт Ремберг для Los Angeles Times.

Когда в этом году Россия взяла Крым и продолжила поддерживать сепаратистов, некоторые украинские чиновники призвали к возврату ядерного оружия, чтобы препятствовать Москве в разделении и перетасовке их страны. Будучи в сентябре министром обороны, Валерий Гелетей объяснил эту перспективу: «Если сегодня мы не сможем защитить Украину, если мир нам не поможет, нам придется вернуться к разработке ядерного оружия, которое защитит нас от России». Ранее в этом же году другие чиновники высказывали похожие взгляды.

Но угроза вернуться к ядерному потенциалу — несбыточная мечта. Хотя в Украине работает 15 ядерных реакторов, у нее нет заводов по обогащению или переработке, чтобы производить топливо (его импортируют из России) или материал для создания бомбы. Но что у Украины есть, так это моральное требование к Вашингтону взять на себя ответственность и обеспечить ее традиционными способами лучшей самозащиты.

В этом суть Будапештского Меморандума, активно продвигаемого США: кто-нибудь придет Киеву на защиту, если его границы нарушат. Договор требует, чтобы стороны «уважали независимость и суверенитет, и существующие границы» Украины; «воздерживались от угрозы или использования силы против территориальной целостности или политической независимости Украины»; «воздерживались от экономического принуждения»; «инициировали немедленные действия Совета Безопасности ООН с целью предоставить помощь Украине … если Украина станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии»; и предоставлять консультации в случае, если ситуация касается этих обязательств.

В своем обращении к Конгрессу в ходе сентябрьского визита, президент Украины Петр Порошенко резко прокомментировал обязательства, связавшие его страну Будапештским договором: «Украина, отказавшаяся от третьего по величине в мире ядерного потенциала в обмен на гарантии безопасности, получила удар в спину от одной из стран, которая дала это обязательство».

Госсекретарь Джон Ф. Керри с осторожностью признал то же самое в марте, когда заявил, что Москва «рискует очень четкими законными обязательствами». Однако Вашингтон оказался сбит с толку необходимостью придумать ответ.

История разместила США между двумя призраками Европы 20 столетия. Угроза полного вовлечения в защиту Украины станет отсылкой к катастрофической мобилизации, которая предшествовала Первой мировой войне. В этом явно было мало удовольствия. Но отойти в сторону и наблюдать, как Россия поглощает еще больше украинской территории, станет повтором катастрофической европейской неспособности ответить на аннексию нацистской Германией Австрии и вторжение в Чехословакию, что проложило путь Второй мировой войне.

Чтобы убить двух зайцев — не провоцировать Москву, разместив силы в Украине, но демонстрировать решимость — Вашингтон и его союзники выбрали разнонаправленную стратегию: предоставить Украине нелетальную помощь. Ввести и усилить экономические санкции. Умеренно укрепить восточные оборонные позиции НАТО в качестве предупреждения Кремлю не переступать границу альянса.

Российским ответом стало увеличение количества истребителей и конвоев, въехавших в Украину; и чем оборачивается стратегия США?

История дает два различных варианта: расслабиться, обидеться и наблюдать, — эту стратегию Вашингтон применил к советскому вторжению в Венгрию и Чехословакию. Такой подход признает Украину частью сферы влияния Москвы и даже более. Или США могут пустить кровь сепаратистам и российским интервентам, предоставив Украине летальное оружие, а не только нелетальную помощь, повторив успешную стратегию США в Афганистане периода советской оккупации.

Вероятен ли второй вариант? Украинцы продемонстрировали готовность воевать за свою страну. В своем заявлении Конгрессу Порошенко попытался смутить Вашингтон его помощью: «Одеяла и приборы ночного видения важны…. Но нельзя выиграть войну с помощью одеял».

В Конгрессе звучали заявления от обеих партий. Например, в октябрьской обзорной статье издания Washington Post сенаторы Карл Левин (демократ) и Джеймс Инхоф (республиканец) призвали предоставить Украине антитанковое вооружение, амуницию, транспорт и безопасное коммуникационное оборудование.

Популярные статьи сейчас

"Все горит": Куюн отреагировал на изменение состава бензина с 1 мая

Налогообложение земли: что нужно знать людям с инвалидностью

В Украине из обращения выйдет популярная банкнота: чем ее заменят

Стало известно, где армия РФ может активизировать наступление

Показать еще

Такая помощь не пересечет мобилизационный порог Первой мировой войны, но все равно станет превышением политики умиротворения до Второй мировой, а таким образом создаст благоразумный путь и наилучший шанс для Украины защитить себя. Он также восстановит доверие к Вашингтону в том, что тот встанет на защиту стран, под его санкцией отказавшихся от бомбы, которые обнаружили тигра (а в этом случае — медведя) у ворот, с угрозой их существованию.

Источник: Дело