Как ранее сообщал Главред, 19 августа индекс Доу Джонса упал на 173 пункта, за последний месяц основные рыночные индексы снизились более чем на 11%. Целый ряд негативных статистических данных, обнародованных в последние дни, усугубил пессимизм инвесторов, рассчитывавших на оживление экономики США во второй половине года. Что дальше?

{advert=1}

Практически, ни у кого из профессионалов Уолл-стрит, комментирующих сброс акций, нет сомнений в том, что этот непрекращающийся цикл стал результатом беспокойства относительно ближайшего будущего американской и глобальной экономики. В наборе разнообразных экономических показателей прошедшей недели не было разнообразия в главном. Все они, за исключением единственного показателя, дают основания для плохого или очень плохого прогноза.

Некоторые ведущие американские компании, рапортовавшие до сих пор о рекордном росте прибыльности, начали признавать, что вялая экономика дает о себе знать. Крупнейший производитель компьютеров «Хьюлетт Паккард» заявил о намерении продать компьютерный бизнес и предупредил о том, что квартальные результаты будут хуже ожидаемых: его акции потеряли почти двадцать процентов стоимости. Крупнейший американский «Бэнк оф Америка» сокращает три с половиной тысячи работников, тем же занимаются и его собратья по финансовому сектору.  К этому добавились известия о нулевом экономическом росте в Германии Результат: рыночные игроки ищут и не находят точку опоры даже для небольшой дозы оптимизма. Впрочем, одна из самых знаменитых американских аналитиков – Эби Джозеф Коэн из инвестиционного банка «Голдман Сакс» считает, что трейдеры и инвесторы, как часто с ними случается, переволновались:

– По нашим ощущениям,  курсы акций уже снизились до уровня, отражающего наихудший сценарий: рецессию. Согласно разным формулам, такие цены акций оправданы, если у кампаний не будет роста доходов в течение нескольких лет.  Мы не считаем, что это наиболее вероятный сценарий. Еще очень важно помнить, что нам не угрожает повторение событий восьмого года. И финансовая система и американские банки несравнимо надежнее сейчас, что три года назад, – считает Эби Джозеф Коэн .

{advert=2}

Такие оценки, впрочем, не дают ответа на главный вопрос. Почему после трех лет масштабных попыток стимулирования экономики почти половина специалистов прогнозирует возвращение к рецессии? Почему компании, чьи счета сейчас ломятся от денег, не набирают работников, не пускают средства в экономический оборот, не действуют так, как в прошлом, следуя рыночному инстинкту? Американский экономист Эдвард Хаджинс из исследовательского общества «Атлас» полагает, что одна из самых серьезнейших проблем, на которую указывают руководители очень многих компаний, заключается в том, что они не знают, как поведет себя правительство. Как будут выглядеть налоговые правила, какие будут новые рамки регулирования  экономической деятельности, во сколько обойдется бизнесу выполнение требований реформы медицинского страхования.

«Надо сказать, что все более распространенными становятся сомнения в том, что экономические советники в Белом доме понимают, как работает свободная рыночная система, – отмечает эксперт. – Мы находимся в стагнации. Такая ситуация, я думаю, продлится, по крайней мере, в течение года».

В то же время экономисты считают, что возможная смена власти в Конгрессе или Белом доме может внушить надежду Уолл стрит и бизнес сообществу и надеются, что у американской экономики достаточно запаса прочности, чтобы не скатиться за это время в глубокую рецессию.

Источник: Главред