Национальный банк намерен пересмотреть методику расчета параметра краткосрочной ликвидности. В телеграмме, разосланной банковским ассоциациям и финучреждениям 20 ноября, регулятор попросил участников рынка высказаться в отношении грядущих нововведений. И представил на их суд новую методику расчета коэффициента покрытия ликвидности LCR.

Об этом пишет UBR.

Свои инициативы НБУ поясняет поэтапным приведением украинских нормативов к требованиям Базельского комитета. И полагает, что они помогут обеспечить достаточный уровень краткосрочной ликвидности банков для стабильной деятельности и своевременного выполнения обязательств перед вкладчиками и другими кредиторами.

«Новый показатель призван стимулировать банки формировать сбалансированную подушку ликвидных активов против вероятных оттоков на сроке 30 дней. Высоколиквидные активы, как правило, имеют небольшую доходность и это может привести к потере доходности банка, но, когда финучреждение в кризис выходит на рынок, оно покупает ресурс намного дороже, чем в стабильное время. Банки должны взвешенно подходить к риску ликвидности. Их задача работать над тем, чтобы в балансе превалировали активы, которые легко превращаются в денежные средства», — объяснила UBR.ua исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины Елена Коробкова.

И хотя банкиры в целом позитивно отзываются о новациях НБУ, называя их адекватными и правильными, некоторые нюансы вызывают у финансистов тревогу. Прежде всего, их смущает отсутствие в проекте положения конкретных требований к параметру: Нацбанк четко изложил порядок расчета норматива, однако не указал, какие его показатели будут считаться достаточными, а какие — станут нести угрозу стабильности банка.

Особенно, и это вторая ключевая претензия банкиров, учитывая тот факт, что расчет LCR финучреждения должны будут проводить отдельно в национальной и иностранной валюте. Причем по каждой конкретной единице.

«Если НБУ опирается на требования Базельского комитета, не ясно, откуда взялась норма по расчету коэффициента в каждой отдельной валюте. Не думаю, что европейские банки высчитывают норматив ликвидности отдельно в долларе и евро. Да в этом и нет никакого смысла», — заметил UBR.ua банковский эксперт Василий Невмержицкий.

По его словам, такая идея могла возникнуть только у нашего Нацбанка: для банков ЕС, которые работают только со свободно конвертируемыми валютами, такая дифференциация абсурдна. В Украине же финучреждения обменивают гривну на СКВ и обратно, так что регулятор, по всей видимости, намеревается раздельным расчетом ликвидности учесть валютные риски.

Правда, признаются финансисты, соблюдать посчитанные таким образом нормативы, банкам будет крайне непросто.

«Если бы гривны в валюте баланса было хотя бы 80%, проблем удалось бы избежать. Но сейчас, когда нацвалюты у банков всего около 50-60%, соблюдать норматив не выйдет. Разве что, Нацбанк установит сильно сниженные параметры на какой-то переходный период», — добавил Невмержицкий.

Ключевая проблема заключается в том, что украинские банки по-прежнему привлекают слишком много валютных ресурсов (по состоянию на сентябрь 2017 депозитный портфель банков на 46% был сформирован в валюте). А вот потенциал валютного кредитования ограничен узким перечнем юрлиц. Кроме того, дочерние учреждения иностранных банков привлекают ресурс от материнских структур никак не в гривне.

Введение дифференцированного расчета норматива ликвидности в разных валютах неизбежно приведет к тому, что финучреждения, которые сейчас стабильно и с запасом выполняют норматив текущей ликвидности Н5, окажутся злостными нарушителями валютных коэффициентов LCR.

Впрочем, пока НБУ не делал никаких заявлений относительно будущих требований к нормативу.

Популярные статьи сейчас

Александр Усик во второй раз победил Тайсона Фьюри: подробности боя

"Большая сделка": Трамп встретится с Путиным, в США раскрыли цели

МВФ спрогнозировал, когда закончится война в Украине

Украинцам придется регистрировать домашних животных: что изменится с нового года

Показать еще

«Конкретных требований в проекте нет. Думаю, они будут устанавливаться в течение тестового периода. Сейчас же важно, что Нацбанк озвучил значения коэффициентов взвешивания оттоков и поступлений по пассивам и активам, которые, кстати, более мягкие по сравнению с требованиями, предусмотренными в директивах ЕС. К тому же пока о санкциях речь не идет. В 2018 году банки будут формировать и подавать информацию в НБУ, а методология расчета LCR будет совершенствоваться», — добавила Елена Коробкова.

Спастись от санкций НБУ на практике можно будет только одним способом: увеличить долю гривны в пассивах, и одновременно уменьшить привлекательность валютных вкладов, альтернативы которым украинцы до сих пор не видят.

«В конечном итоге это приведет к росту доходности гривневых депозитов и удорожанию кредитов. А вот вклады в валюте просядут еще сильнее, хотя и сейчас проценты по ним в украинских банках стремятся к нулю», — отметил Василий Невмержицкий.

В основе нацбанковской затеи лежит изменения принципа оценки банковской ликвидности. Если сейчас финучреждения рассчитывают Н5 как отношение активов со сроком погашения до 31 дня к обязательствам с тем же сроком погашения. То по новой методике финучреждения должны будут рассчитывать LCR как отношение необремененных активов к ожидаемым чистым оттокам.

В расчет первых банк сможет включить наличные, средства на корсчете в НБУ (за вычетом неснижаемого остатка резервов), ОВГЗ, депосертификаты Нацбанка и депозиты в НБУ со сроком погашения до 1 дня, а также ценные бумаги, эмитированные международными банками развития.

При расчете активов в иностранной валюте ОВГЗ со сроком погашения более 30 дней придется умножить на коэффициент 0,15, а ценные бумаги можно будет включить только если они эмитированы странами G7 с рейтингом не ниже АА-/Аа3. Средства на корсчетах в других банках можно будет учесть лишь в том случае, если финучреждение имеет рейтинг не ниже инвестиционного класса.

При расчете оттоков Нацбанк предлагает руководствоваться таблицей понижающих коэффициентов. В целом, говорят финансисты, НБУ предлагает понятные и реалистичные параметры. А сама методика расчета, если отбросить предложения рассчитывать коэффициент отдельно в валюте и гривне, вполне адекватна.

«К примеру, регулятор предлагает учитывать в расчете оттоков лишь 40% остатков на текущих счетах юрлиц и 20% — физлиц. Это соответствует реальной картине — примерно в таких параметрах и происходят оттоки», — пояснил Василий Невмержицкий.

По словам банкиров, новая методика расчета более реалистично оценивает текущую ликвидность финучреждений. Однако идея валютной дифференциации может свести пользу от новации на нет. По крайней мере, в краткосрочном периоде. Так или иначе, после имплементации нового порядка оценки ликвидности доходность операций отойдет на второй план. Приоритетом банковской деятельности станет соблюдение нормативов ликвидности.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook