Государственная фискальная служба вынашивает планы по изменению критериев блокировки налоговых накладных и критериев определения крупных налогоплательщиков. В свою очередь крупный бизнес предлагает изменить ставки некоторых налогов.
Об этом пишет UBR.
Главная проблема администрирования НДС — так называемые «скрутки», что позволяют формировать фиктивный налоговый кредит в реальном секторе экономики.
В ГФС считают, что оперативность изменения критериев блокировки налоговых накладных очень важна. Махинаторы довольно быстро приспосабливаются к новым правилам и находят способы их обойти. Поэтому так важно передать полномочия по корректировке критериев от Минфина к ГФС. Так как процесс утверждения изменений Министерством финансов слишком долог, в том числе потому что надо время на визирование Минюстом.
«Если эти рычаги будут в руках ГФС, то критерии можно быстро корректировать по мере необходимости. Сейчас идут активные переговоры, но мы надеемся, что они будут успешно завершены», — рассказал начальник Офиса крупных налогоплательщиков ГФС Евгений Бамбизов Евгений Бамбизов.
По его словам, некоторые предприниматели используют несовершенство критериев системы блокировки налоговых накладных. В частности, предприятия заводят нетипичную номенклатуру товаров (например, ручки), выписывая накладные без указания суммы НДС. А затем, когда система регистрировала такую НН и номенклатура была заведена, дальше по цепочке начинают вписывать этот товар уже с НДС.
«Таким образом заводилась несуществующая номенклатура, которая в дельнейшем «продавалась» тем предприятиям, которые в ней заинтересованы», — рассказал UBR.ua Бамбизов.
Партнер Киевского центра поддержки и развития бизнеса Александра Томашевская считает, что возврат права налоговикам что-то корректировать — это шаг назад в реформировании работы налоговой службы.
«Существует процедура утверждения критериев блокировки Минфином, пусть так и остается, тем более, что нужные изменения всегда могут ввести задним числом, как это уже не раз бывало. А крупный бизнес и даже конвертационные центры без проблем регистрируют накладные, благодаря поддержке отдельных сотрудников ГФС при любых критериях», — отметила она UBR.ua.
По словам Томашевской, еще не было случая, чтобы блокировка НН проходила не в соответствии с установленными критериями. Поэтому плательщикам по каждой операции (чаще всего это связано с внесением предоплаты) приходится доказывать с документами в руках реальность сделки и свою добропорядочность.
Кроме того, в ГФС хотят изменить критерии, по которым компании относятся к крупным плательщикам. Пока их всего два: объемы уплачиваемых налогов и объемы налогооблагаемых операций. Налоговики предлагают ввести еще два: количество сотрудников на предприятии и стоимость основных фондов.
При этом два существующих критерия налоговики предлагают увеличить. Объем уплаты налогов поднять с 20 млн грн до 30 млн грн, а объем дохода — с 1 млрд грн до 1,5 млрд грн (за четыре последовательных отчетных квартала).
«Это позволит избежать ежегодной «миграции» плательщиков между налоговыми органами. В результате из нынешних 2,5 тысяч компаний в реестре останется 900-1000, которые мы будем хорошо знать и понимать, и которые будут там постоянно», — рассказал UBR.ua Евгений Бамбизов.
За руль нельзя: с какого возраста водителям запретили управлять авто
Украина разоблачила финансовые мотивы Словакии в газовом конфликте
Путин оставил регионы РФ без защиты ради двух городов, — глава СНБО Коваленко
Украинцам придется регистрировать домашних животных: что изменится с нового года
По его словам, уменьшение почти в три раза количества крупных плательщиков сократит всего на 2% общую сумму поступлений по этой категории плательщиков.
«Что мы легко можем компенсировать за счет улучшения качества обслуживания этих плательщиков», — считает Бамбизов.
По данным ГФС, за 9 месяцев 2017 года крупные налогоплательщики уплатили в государственный бюджет Украины 194 млрд грн, что на 33,2 млрд больше, чем за аналогичный период 2016 года.
По данным ГФС, 74% всех экспортных операций и 50-60% импортных происходит по непрямым контрактам, через офшоры. Это, как считают налоговики, прямое свидетельство стремления украинского бизнеса минимизировать свои налоги, а точку получения прибыли вывести за границу в юрисдикции с низкими налогами.
Здесь активно пересматриваются заключенные конвенции об избежании двойного налогообложения. Всего Украина заключила 74 конвенции. Уже по пяти из них были проведены встречи с посольствами, а по трем уже были изменены ставки налогов.
Кроме того, фискалы вместе с Кабмином формирует новый список организационно-правовых форм предприятий в зарубежных юрисдикциях, которые могут относиться к списку офшорных юрисдикций. А также принимают меры по имплементации правил BEPS, чтобы самим не попасть с список таких юрисдикций (которые не делятся налоговой информацией с другими участниками соглашения).
«В этом году Украина должна имплементировать четыре шага по внедрению плана BEPS. Если не имплементируем, есть риск быть включенными мировым сообществом в «черный список», — рассказал Бамбизов.
В то же время бизнес хочет совсем иного регулирования. Так, исполнительный директор ООО «ДТЭК Нафтогаз» Наталия Гребенюк рассказала, что нефтегазовая отрасль вышла с инициативой снижения рентных платежей для новых скважин до уровня ставки в 12% от стоимости добываемого газа. Речь идет только о скважинах, бурение которых начнется только в следующем году. Соответствующий законопроект №5459 от 25 ноября 2016 года уже внесен в повестку дня (в начале октября 2017-го).
Заместитель председателя по развитию портовой инфраструктуры ГП АМПУ Дмитрий Роменский сообщил о необходимости снизить отчисления чистой прибыли для госкомпаний.
«Из 8 млрд грн чистой прибыли в госбюджет АМПУ перечисляет примерно 4,5 млрд грн, то есть более 50% поступлений, которые должны идти на развитие портовой инфраструктуры сейчас идет в бюджет. Что сдерживает развитие отрасли. Если бы эти деньги направить на развитие, то увеличились бы объемы перевалки, сюда зашло бы больше стивидорных компаний и как следствие увеличусь бы налоговые поступления», — отметил Роменский.
Потому АМПУ и министерство инфраструктуры предложили сократить размер отчислений прибыли в бюджет госкомпаниями. Сейчас этот процент составляет 75%. По словам Дмитрия Роменского, было решение Кабмина подготовить соответствующие изменения, чтобы в следующем году снизить этот процент до 50%.
«На заседании у первого вице-премьер министра Степана Кубива был рассмотрен целый ряд инициатив по этой части. В частности, предлагается разрешить предприятиям, которые имеют стратегический план развития, направлять на эти цели весь объем бюджетных отчислений. Пока идет дискуссия по этим вопросам и окончательный вариант будет предложен ближе к концу года», — рассказал Евгений Бамбизов.