Кабинет министров на вчерашнем заседании обязал украинских врачей использовать европейские протоколы лечения.
«Сегодня» узнала, когда нас будут лечить по-новому и чем наши протоколы отличаются от европейских.
Сами по себе протоколы лечения — это специально разработанные рекомендации, которые помогают врачу принимать решения. В них описаны медицинские процедуры для определенных случаев, варианты лечения и то, какие лекарства назначать при той или иной болезни. До недавнего времени в нашей стране было принято адаптировать действующие во всем мире документы, ведь разработка собственных — процесс дорогостоящий. Эксперты же говорят: после адаптации часто протоколы становились непригодными для использования. Теперь Министерство здравоохранения предлагает использовать международные документы без внесения изменений.
Медицинский эксперт РПР Александр Ябчанка отмечает, что доктора нередко игнорировали адаптированные протоколы лечения, например пневмонии. И объясняет: часто отечественные протокольные рекомендации противоречили клиническим требованиям пациента. «Сейчас логика следующая: у нас есть процедура адаптации международных протоколов, которые базируются на доказательной медицине. Группа отечественных экспертов эти рекомендации адаптирует для Украины. Идея министерства в том, чтобы запускать европейские протоколы без изменений. Ведь после процесса адаптации они выходят, мягко говоря, достаточно отличными от принципов доказательной медицины», — отмечает Ябчанка. При этом глава Минздрава Ульяна Супрун вчера отметила, что приказ о внедрении протоколов будет подписан уже 24 апреля. «До сих пор украинские врачи работали вопреки международным актам. Надеюсь, что до понедельника будет приказ, и мы начнем лечить наших пациентов по-новому», — сказала Супрун.
По словам заместителя Супрун Александра Линчевского, на днях должны быть утверждены 16 новых списков лекарств, соответствующие международным протоколам. «Мы смогли исключить устаревшие препараты, которые не имеют доказанной эффективности, и включить новые согласно новым международным протоколам. Всего уже утверждено 20 номенклатур», — заявил он. Главврач одной из медицинских сетей страны Татьяна Майкова рассказала нам, в чем отличие протоколов, действующих в Украине, от мировых. «Например, головная боль. В наших протоколах при лечении мигрени допустимо использование вазоактивных и ноотропных препаратов. Понятия о таких лекарствах нигде в мире не существует — их производят только для стран бывшего СССР. У этих препаратов не доказана клиническая эффективность, — говорит врач. — А в европротоколах для лечения мигреней используются препараты, которые влияют на возбудимость нервной ткани, на активность болевой системы организма. Это принципиальное различие». Также Майкова говорит о другом ключевом различии — диагнозе. Например, по ее словам, на Западе не существует такого диагноза, как вегетососудистая дистония, и нет такого протокола. «Западная практика считает ВСД не отдельным заболеванием, а набором симптомов, каждый из которых лечится отдельно», — резюмирует доктор.