Для Путина и его окружения лучшая черта Трампа — то, что он не Хиллари Клинтон.
Об этом пишет в статье для The New Yorker журналист Джошуа Яффа, передает InoPressa.
Он поясняет: в понимании российских политиков Обама олицетворяет санкции США, которые вредят российской экономике, а Хиллари Клинтон примет у него эстафету или окажется еще хуже.
Кремль не видит «никаких резонов ожидать чего-то позитивного от президентства г-жи Клинтон», сказал в интервью Яффе Федор Лукьянов, редактор журнала «Россия в глобальной политике». По мнению Путина и его союзников, г-жа Клинтон привержена американскому либеральному интернационализму, который россияне ассоциируют с высокомерием и опасной блажью. Вдобавок в конце 2011 года, в бытность госсекретарем, она выразила поддержку участникам антипутинских акций.
Трамп, в отличие от г-жи Клинтон, «восхищенно говорит о Путине, намекает на возможную отмену санкций и признание притязаний России на Крым, а также, похоже, мало интересуется защитой Украины или стран Балтии от вмешательства или откровенной агрессии России», — пишет автор. «Суть его внешней политики — изоляционизм, идея, что США не стоит вечно вмешиваться в чужие дела — пусть другие решают сами, — сказал Лукьянов. — Россия много лет твердит ровно то же самое».
Яффа продолжает: «Возможно, Путину импонирует перспектива, что Трамп станет президентом, но это еще не значит, что они вдвоем составили какой-то заговор». Между тем версию о таком заговоре выдвинули некоторые американцы после того, как российских хакеров обвинили в утечке электронных писем Национального комитета Демократической партии.
«Воображать, будто Путин втянул Трампа в тайный альянс, — значит видеть дисциплинированность и последовательность гениального стратега там, где, скорее всего, есть только приспособленчество и азарт игрока, охочего до рискованной игры», — говорится в статье. На взгляд бывшего советника Путина Глеба Павловского, Путин охотно извлечет максимальную выгоду из всей неразберихи, которую спровоцирует Трамп. Но Путин «ничего не будет делать сам. Он не Ленин и не Троцкий, он не носится по свету, начиная революции. Но он ими воспользуется», — считает Павловский.
Валерий Гарбузов, директор Института США и Канады (Москва), сказал в интервью автору: многие российские официальные лица верят, что Трамп «спасет от всего, что идет не так в американо-российских отношениях».
Но, по мнению Яффы, еще не факт, что президентство Трампа пойдет России во благо. «Трамп — непредсказуемый и вспыльчивый лидер, при его власти отношения запросто могут испортиться или сделаться гораздо более конфронтационными, чем при Обаме. И Трамп, и Путин создали себе политический имидж, основанный на силе, и Трамп, и Путин в глазах своего электората — олицетворение могущества и возрождения своих стран. Разве они смогут хоть раз уступить друг другу?» — рассуждает автор.
Версия, что Трамп — агент Путина, — это американский аналог конспирологического мифотворчества многих российских политиков, полагает Яффа. «Российские политики и официальные лица обычно переоценивают влияние президентов США и размах их могущества», — пишет он.
Автор заключает: когда американские журналисты и политологи пишут о Трампе, они рискуют превратиться в своих российских коллег и втянуться в некую игру, где ответ на вопрос «Кому выгодно?» считается чем-то вроде доказательства. В Москве вера в заговоры — утешение для тех, кто страдает от бессилия и безответственности. Но истинное объяснение успехов Трампа следует искать не в России, а в США, подчеркивает Яффа. «Путин может втихомолку болеть за Трампа и даже организовать несколько дополнительных номеров для балагана, в который превратились выборы в этом году, но он не в силах лично ввести Трампа в Белый дом. Американцы, возможно, проделают это и сами, без посторонней помощи», — говорится в статье.