Такой шаг, полагают эксперты, является нашей реакцией на предложение этих производителей скооперироваться для разработки нового транспортного воздушного судна, осилить которую самостоятельно западным гигантам пока так и не удалось, сообщает Wing

Как сообщил во время визита в США министр экономики Богдан Данилишин местной прессе, правительство Украины ведет переговоры с Airbus SAS и Boeing Co. о создании у нас в стране совместного производства самолетов с этими компаниями. По словам министра, цель поиска партнера — осуществление всех этапов конструирования и создания воздушных судов на территории страны. Если Airbus SAS или Boeing Co. примут предложение, то на реализацию идеи потребуется около 4 лет и $5 млрд., добавил министр. Других подробностей господин Данилишин не сообщил. 

Как поведал «i» источник, близкий к переговорам, выступать со столь смелой инициативой Украина получила возможность по единственной причине: сначала Airbus, а потом и Boeing обратились к украинскому разработчику авиатехники — КБ АНТК им. Антонова — с предложением о совместном создании военно-транспортного самолета. «Они хотят заказать у АНТК разработку. А кто будет собирать — на данном этапе это вопрос не первоочередной»,— утверждает собеседник «i». В АНТК воздержались от комментариев на эту тему. 

Еще пару лет назад разговоры о привлечении в наше самолетостроение западных инвестиций казались совершенно бесперспективными. «Запад не заинтересован в том, чтоб украинская авиапромышленность набирала обороты. Для них мы — конкуренты. Но они спят и видят, чтобы сделать нас своим придатком»,— считает депутат Верховной Рады V созыва, летчик-испытатель Александр Галуненко. Однако экс-замминистра промполитики Владимир Рыжов уверен, что сегодня имеются реальные предпосылки для продвижения интересов отечественной авиасборки: Украина может извлечь для себя выгоду из провала проекта по созданию европейским концерном EADS (туда входит и Airbus) военно-транспортного самолета А400М. 

«АНТК — ведущий в мире разработчик военно-транспортной авиатехники, и достойных конкурентов ему в этой нише в мире нет. Airbus и Boeing оказались вынуждены это признать»,— говорит господин Рыжов. По его словам, поначалу А400М позиционировался как «транспортник» грузоподъемностью до 40 т, потом производители опустили ее до 28 т, а сейчас концерн трудится над воздушным судном грузоподъемностью до 20 т. «В конце концов они от него откажутся вообще»,— считает Владимир Рыжов. 

Напомним, отечественный Ан-70, аналог которому пытается создать EADS, имеет грузоподъемность до 47 т. «Интерес к сборке техники на нашей территории со стороны западных производителей сомнителен. Точечным проектом мог бы стать лишь Ан-70. В создании грузовой техники нам равных нет. Недаром ведь даже НАТО, вопреки тому, что у США имеются собственные военно-транспортные самолеты, берет на вооружение наши «Русланы»,— говорит старший партнер ЮК «Ильяшев и Партнеры», эксперт по авиации Роман Марченко. 

По мнению специалистов, проблема обновления парка среднемагистральных военно-транспортных самолетов для Европы сегодня очень актуальна. Основу парка этого вида техники составляют воздушные суда C-130, которые выпускаются серийно уже более 35 лет (их начали выпускать примерно в одно время с Ан-12, которых на территории СНГ сегодня осталось около 100 штук из произведенных 1250). О замене С-130 европейцы задумались еще 10 лет назад, когда и стартовал проект по созданию А400М (в кооперации задействованы Великобритания, Франция, ЮАР, Германия и Турция). Из-за затянувшихся испытаний и доводки самолета проблема обновления парка остается нерешенной. Сегодня С-130 активно используется как военными, так и гражданскими эксплуатантами США. Всего этих самолетов было выпущено свыше 2200 единиц. 

Владимир Рыжов уверен, что интерес к нашему опыту в создании военно-транспортной техники со стороны Запада сегодня настолько велик, что Украина может добиться определенных уступок в вопросе инвестиций в наше авиапроизводство. «Они будут сопротивляться. Но шансы у нас есть. Можно ведь договориться, чтобы часть узлов и деталей нового самолета, который будет создаваться совместно с Airbus и Boeing, производилась в Украине. Двигатели и агрегаты должны однозначно производить мы, тут у нас своя школа. Приборы — в Европе. А такие компоненты, как хвост, крыло, шасси, — нужно смотреть, у кого это получится дешевле производить. По каждому вопросу нужно вести переговоры и планомерно гнуть свою линию».

21-10-2009 01-30