“Начиная с 9 февраля средствами программного комплекса “Система подтверждения соглашений на межбанковском валютном рынке Украины НБУ” каждому банку – участнику Системы будет предоставляться доступ к информации лишь о собственных заявках на участие”, – говорится в разосланном комбанкам письме НБУ №24112/198 от 07.02.11 г. за подписью Анатолия Савченко, директора департамента информатизации НБУ.
Система подтверждения соглашений – это программный комплекс, в который банки вносят информацию (регистрируют) о сделках, совершенных на межбанке в течение торговой сессии, пишет Бизнес
Согласно п.30 Положения НБУ “О порядке и условиях торговли иностранной валютой” (утверждено постановлением НБУ №281 от 10.08.05 г.), субъекты рынка обязаны фиксировать в Системе сделки, совершенные с Нацбанком.
Участники валютного рынка не видят рыночных причин, по которым им отказано в доступе к информации о заявках других банков. Как рассказали банковские казначеи, опрошенные БИЗНЕСом, Система подтверждения не является источником оперативной информации непосредственно во время торгов.
О котировках своих контрагентов банки узнают, например, через системы Reuters или Ukrdealing. С помощью этих же систем заключаются реальные сделки, информация о которых уже постфактум вносится в Систему подтверждения клерками бэкофиса для отчетности перед регулятором.
“Да, в конце дня я мог пойти и посмотреть, какой банк, сколько купил (продал) валюты и по какому курсу. Также было понятно, с кем работал Нацбанк”, – говорит дилер одного из банков, пожелавший остаться неназванным. БИЗНЕС уже писал (см. №6 от 07.02.11 г., стр.2931), что новые управленцы НБУ тесно связаны с коммерческими банками.
Например, мать и брат председателя НБУ Сергея Арбузова руководят Всеукраинским банком развития, который контролируется старшим сыном Президента Александром Януковичем. Поэтому желание гна Арбузова засекретить информацию об операциях, например, с этим банком вполне объяснимо.
Отметим, что в последние месяцы объемы сделок на межбанке заметно выросли. Ежедневно банки продают и покупают только безналичной валюты на $400500 млн. Поэтому даже по итогам традиционно “мертвого” января объем сделок по покупкепродаже валюты составил $13,4 млрд.
При этом немалая доля (около 10%) операций совершается при непосредственном участии банковского регулятора. Так, за январь текущего года НБУ продал банкам валюту на сумму, эквивалентную $450 млн, а купил на рынке $705 млн. Это обеспечило положительное сальдо интервенций в размере $255 млн.
В последний раз положительное сальдо интервенций НБУ имело место в августе прошлого года. Неудивительно, что к 1 февраля золотовалютные резервы НБУ увеличились до $35,1 млрд. Это рекордный показатель более чем за два года. Больший уровень резервов был зафиксирован еще до кризиса, на 1 октября 2008 г. – $37,5 млрд.
Как известно, в разгар кризиса Нацбанк распродал большую часть своих золотовалютных резервов примерно на $20 млрд. Тем не менее такие колоссальные интервенции не помешали гривне девальвировать в целом на 60%, до 8 грн./USD, а в отдельные дни и почти на 100% — до 9,8 грн./USD. Не секрет, что резервная валюта продавалась преимущественно избранным банкам, которые использовали ее для получения спекулятивного заработка
14-02-2011 20-32