Турция прилагает дипломатические усилия, чтобы возобновить энергетические переговоры с ЕС. Страна рассматривает перспективу стать крупным поставщиком природного газа после того, как предыдущие переговоры были сорваны из-за напряженности с Кипром.
По данным Politico, во время интервью изданию посол Турции в ЕС Фарук Каймакчи заявил, что энергетическое сотрудничество займет центральное место в повестке дня в рамках запланированного потепления отношений, которое будет охватывать торговые переговоры и политическое сотрудничество по войнам в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, передает РБК-Украина.
Данный шаг делается в то время, когда страны-члены Евросоюза, такие как Венгрия и Словакия, ищут альтернативы российскому газу после того, как 1 января истек срок действия транзитного соглашения, позволявшего им импортировать поставки через Украину.
"У нас есть Южный газовый коридор. У нас есть 18 млрд кубометров газа, в основном из Азербайджана - и мы можем легко расширить его, соединив со средиземноморским газом. Наша роль там, наш потенциал там", - заявил Каймакчи.
Ранее, в 2019 году, переговоры на высшем уровне по торговле энергоносителями между Турцией и ЕС были прекращены. Лидеры блока тогда заявили, что "пока" никаких встреч проводиться не будет из-за спора между Анкарой и Кипром по правам на бурение газовых скважин в Средиземном море.
Согласно заявлению Европейского совета, турецкие компании намеревались добывать ископаемое топливо "в территориальных водах Кипра". Кипр и Греция также надеялись разрабатывать прибыльные природные ресурсы, но столкнулись с противодействием со стороны Турции.
"Несмотря на этот потенциал, энергетический диалог ЕС-Турция заблокирован из-за решений, принятых в 2019 году. Мы рассматриваем это как ситуацию проигрыша. Турция - одна из трех-четырех основных артерий - использовать ее или нет - решать ЕС", - сказал изданию турецкий посол в ЕС.
Он также добавил, что только Кипр сейчас остается противником возобновления диалога по этому вопросу.
"Возможно, им не нужно много энергии в солнечном Средиземноморье, но большинство стран-членов (ЕС - ред.) говорят, что им нужно больше энергии, больше диверсификации. Так что это будет только продолжаться", - резюмировал Каймакчи.