Европейский Союз стоит перед сложной задачей: как сохранить единство и общие ценности, на которых основан блок. Позиция Словакии и Венгрии становится тестом на прочность европейской солидарности и способности противостоять внутренним и внешним вызовам.
Об этом в эфире телеканала FREEДОМ рассказал немецкий политолог, аналитик Стокгольмского центра исследований Восточной Европы Андреас Умланд.
Словакия оказалась в центре внимания из-за растущих антизападных настроений и политических действий руководства страны, которые вызывают вопросы у партнеров. Ситуация стала особенно острой на фоне недавнего визита премьер-министра Словакии Роберта Фицо к Владимиру Путину, что вызвало критику со стороны Украины и беспокойство в Европе.
Умланд отметил, что эти события демонстрируют более широкую тенденцию, характерную для многих стран, где усиливаются антизападные и антидемократические настроения.
"Эти антизападные тенденции, которые есть во многих странах мира, не только Европы, в чем-то связаны с судьбой путинского режима. Поэтому война, которую ведет Украина, — это также оборона западных демократий от этих антидемократических сил", — подчеркнул аналитик.
Европейский Союз, основанный на ценностях демократии, свободы и прав человека, сталкивается с вызовом, когда отдельные страны отходят от этих принципов. Ситуация со Словакией и Венгрией, где также наблюдается отход от демократических стандартов, подвергает сомнению способность ЕС справляться с такими кризисами.
"Устройство Европейского Союза не подходит для такого рода конфронтации. ЕС исходит из того, что все его члены придерживаются определенных ценностей и будут следовать общеевропейской политике, а не проводить отдельную, противоречивую политику", - отметил политолог.
Проблема состоит и в отсутствии действенных инструментов для исправления ситуации.
"Если бы сейчас Словакия или Венгрия были бы только кандидатами, вероятнее, они не стали бы членами Европейского Союза. И сейчас перед ЕС стоит проблема, что эти страны уже являются членами союза, а инструментов для того, чтобы скорректировать их внешнеполитический курс или даже исключить из Европейского Союза нет, или их очень трудно применить", — констатировал Андреас Умланд.