Отношения между Китаем и Россией находятся на историческом подъеме, поскольку авторитарные государства объединились, чтобы противостоять тому, что они считают кампанией Запада, направленной на ограничение их влияния. Но в Центральной Азии, которую Москва рассматривает как "собственный двор", дружба, которую Путин и китайский лидер Си Цзиньпин назвали дружбой "без ограничений", сталкивается с глобальными амбициями Пекина, отмечает The Wall Street Journal.

Эта напряженность сохраняется на фоне того, что Си и Путин прибыли в Казахстан на этой неделе на саммит Шанхайской организации сотрудничества, регионального политического и блока безопасности. Китай воспользовался вторжением в Украину, чтобы снизить традиционные российские сферы влияния. Зависимость Москвы от Пекина в поддержке российской военной машины заставляет ее соглашаться с посягательствами на Китай и в Центральной Азии, и в Арктике.

Для царской России Центральная Азия походила на то, чем был Запад для американских первопроходцев: якобы дикой территорией для экспансии, модернизации и добычи ресурсов.

Смена власти в регионе происходила уже много лет, но ускорилась после начала войны в Украине, которую многие восприняли здесь как грубое и зловещее нарушение территориальной целостности бывшей советской республики. Вместо того чтобы поддержать Москву, все пять центральноазиатских государств предпочли сохранить нейтралитет.

"Китай дает представление о будущем для Центральной Азии. Россия является недальновидным политическим режимом, не инвестирующим в собственные стратегические цели Центральной Азии", - сказал Темур Умаров, научный сотрудник Евразийского центра Карнеги Россия - Евразия.

Для Китая и России двух сухопутных государств Центральная Азия становится все более важной транспортной артерией. Она дает Путину прямой доступ к рынкам Южной Азии. И она занимает центральное место в инициативе Си "Один пояс, один путь", масштабном инфраструктурном проекте, цель которого соединить Китай различными сухопутными и морскими путями с остальным Евразийским континентом.

В течение многих лет между Россией и Китаем существовало негласное разделение труда в регионе: Россия является главным обеспечителем безопасности, в то время как Китай сосредотачивается на развитии и инвестициях. Теперь Пекин изменяет баланс, используя свое огромное экономическое влияние для усиления политического влияния. В прошлом году объем торговли между Китаем и Центральной Азией вырос до 98 миллиардов долларов, более чем в три раза по сравнению с 2016 годом.

"В Узбекистане, наиболее густонаселенном и промышленно развитом из пяти постсоветских государств Центральной Азии, в 2023 году Китай вытеснил Россию с первого места среди торговых партнеров. Страна пытается интегрироваться в мировую экономику после двух десятилетий изоляционизма", — пишет газета.

The Wall Street Journal также отмечает, что Китай не может полностью занять место России в Центральной Азии. Карьеры и социальные связи элит в Центральной Азии тесно связаны с Москвой, а русский язык остается основным языком общения в регионе.

Источник: ZN.UA