Украинскому обществу необходимо будет значительно изменить структуру потребления примерно с 2025 года.
Сейчас правительство работает над тем, чтобы профинансировать все нужды на 2024 год, однако привлекать помощь партнеров все сложнее. И если следующий год еще удастся "закрыть", то 2025 год уж точно будет большим вызовом.
Об этом заявил министр финансов Сергей Марченко, передает LB.ua.
Он отметил, что Украина постепенно переходит на военные рельсы, но полноценный переход неизбежен, если не ввести жесткие изменения для всего общества.
"Скажу как министр финансов, что военные рельсы — это не только о военной индустрии, это и о понимании общества, что у нас война. К сожалению, пока мы живем в достаточно специфической реальности, когда у нас все хорошо, есть стабильность макроэкономическая, курсовая.
Но эта реальность потребует коррекции, если мы хотим перейти на военные рельсы. Это ограничение общественного потребления. Нам нужно снизить его в несколько раз, потому что мы потребляем в основном импортные товары и услуги, это определяет наш экономический потенциал", — сказал министр.
На этом этапе, по его мнению, общество к такому еще не готово, но это потенциальный сценарий.
"Могут быть другие налоговые режимы, другие расходные режимы. Мы к этому должны готовиться и, думая о 2025 году, должны закладывать соответствующие сценарии", — добавил Марченко.
Министр отмечает, что об этом говорят пока в непубличной плоскости, поскольку вопрос очень раздражителен.
"Откровенно скажу, у меня был довольно непростой диалог с командой миссии МВФ в апреле, когда я задал довольно простые вопросы: почему у нас гривна укрепляется? Кому это нужно? Конечно, у меня свой интерес как министра финансов. Проще, когда гривна девальвирует, у меня тогда балансы лучше сходятся. Мне лучше, когда у нас инфляция больше.
Но с точки зрения экономических интересов и перспектив будущего это нормальная, верная и логическая политика. А с точки зрения нынешних интересов граждан, конечно, курс стабилен и высокая покупательная способность – это дорогие иномарки. И это 31 миллиард долларов торгового дефицита за 10 месяцев. Кому это нужно?
Условно говоря мы привлекли 40 миллиардов долларов внешней помощи. И здесь эти же средства вернулись в экономики этих стран. Работают производства – производят нам оружие, амуницию. Это одна часть вопроса. Другая часть вопроса — производят нам айфоны, автомобили, технику, одежду", — заметил он.
Абоненты "Киевстар" и Vodafone массово бегут к lifecell: в чем причина
Маск назвал Шольца "некомпетентным дураком" после теракта в Германии
Новая пенсионная формула: как изменятся выплаты для 10 миллионов украинцев
Украинцам грозят штрафы за валюту: кто может потерять 20% сбережений
Марченко подчеркнул, что если не изменить поведение потребления, это приведет к печальным последствиям.
"Когда я об этом говорю, мне говорят, что я включаю фискальное доминирование и пытаюсь посягнуть на целостность и независимость НБУ. Но эти вещи нужно персмотреть.
Такая политика не является долговременной. Если мы не сделаем выводы, экономика сделает их самостоятельно. Как правило, довольно быстро и болезненно", — резюмировал министр.
Рекомендуем видео: