Глава организации "Центр гражданских свобод" Александра Матвийчук, которая в 2022 году получила Нобелевскую премию мира, заявила о том, что в Украине должно быть "единое окно" для обращений родственников гражданских и военных, находящихся в плену.

Об этом она сказала в интервью Укринформу.

"Нам точно нужна какая-то лучшая координация между государственными органами и "единое окно", чтобы человек, столкнувшийся с этой бедой, не был вынужден самостоятельно обзванивать шесть государственных органов, рассказывать шесть раз одно и то же, чтобы эта информация вносилась в шесть разных баз, а потом, когда он узнает какую-то новую информацию - потому что люди проводят собственные расследования, - снова по этому кругу всем шестерым рассказывать", - отметила правозащитница.

По ее словам, "будет ли это просто тесная координация, или отдельный орган - это уже вопрос техники, но это должен быть какой-то гуманный интерфейс для родных, у которых либо их гражданские члены семьи арестованы незаконно, либо военные взяты в плен".

Матвийчук считает, что есть потенциал для преобразования Координационного штаба по вопросам обращения с военнопленными в такое "единое окно". "Мы сейчас заключили меморандум с Координационным штабом и начинаем работать в этом направлении", - отметила правозащитница.

Нобелевский лауреат подчеркнула, что сейчас количество находящихся в плену людей беспрецедентно.

"Я помню 2014 год, я встречаюсь с заместителем Верховного комиссара ООН по правам человека и говорю, что у нас сейчас Россия заключила в тюрьму и держит 11 политических заключенных - это были первые месяцы войны. Он на меня так смотрит и говорит: "11 тысяч?", - и я начинаю понимать, какими цифрами мыслят руководители международных организаций. И я говорю: "Нет, 11 политических заключенных. Но, простите, жизнь каждого человека имеет значение, и мы будем бороться за их освобождение". Сейчас количество людей, находящихся в плену, беспрецедентно. Я даже не берусь оценивать, какое оно есть, потому что только в нашей базе, только гражданских заложников – туда военнопленные не входят, и это только те люди, которые были заключены после 24 февраля, и только те люди, родные которых сами к нам обратились - то есть оно не покрывает большого количества даже известных случаев, - у нас более 700 кейсов", - сказала Матвийчук.